Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) тральщики имели уже суточные простои... Слабым темпам выгрузки трал- база обязана электростанции, которая дает ток на лебедки по настроению: 15 минут лебедка работает, 20 - отдыхает...* Естественно, что все эти проблемы сказались на результатах работы флота. Если сравнивать 1931 год с 1928-м, то общая добыча рыбы увеличи­ лась с 366 до 540 тысяч центнеров. Но так как число траулеров возросло с 19 до 46, то средний годовой улов на траулер упал почти вдвое. Что же делать, как изменить положение дел? В принципе, причины были ясны: на флоте не хватало, не было знающих специалистов-механиков, умелых судоводите­ лей. Плюс к тому плохая организация работы на траулерах, несовершенная система оплаты труда рыбаков, неумелое руководство работой траулеров в море, неудовлетворительное береговое обслуживание. И требовались ре­ шительные меры, нужны были новые люди, чтобы изменить положение дел. После постановления ЦК ВКП(б) об укреплении кадров рыбной про­ мышленности на Мурман приехала большая группа инженерно-технических работников из центра страны. Одновременно произошла реорганизация управления рыбной промышленностью Севера: в августе 1931 года Севгос­ рыбтрест был ликвидирован. Грандиозные планы новой, второй по счету пя­ тилетки Страны Советов требовали новых подходов к делу и новых людей, способных эти планы воплотить в жизнь. В стране не хватало мяса, скудость белковой пищи можно было сравнительно быстро восполнить рыбой. Эту рыбу - треску и сельдь - дол­ жен был дать Мурман. Такую задачу нельзя решить с помощью шняк, ел, карбасов и даже мотоботов - это стало ясно еще в 1920-е годы. Понадоби­ лись новые траулеры, и их закупали в Европе - в Германии, Италии, Дании. Наряду с рыбодобычей развивался и рыбообрабатывающий комплекс... Итак, на базе Севгосрыбтреста возникли две организации: Мурман­ ский государственный рыбопромышленный трест (Мургосрыбтрест) и Се­ верный траловый трест (Севтралтрест). Первому поручался облов рыбы в прибрежной полосе Баренцева моря, второй должен был развивать трало­ вый лов в открытом море. В Севтралтресте было организовано 5 управлений: промыслового флота, рыбопереработки и сбыта, кадров и быта, подсобных предприятий, капитального строительства. Основным звеном являлось управление про­ мыслового флота, которое руководило работой траулеров, погрузо-разгру- зочной конторой, тралово-такелажной мастерской и плавсредствами рыбно­ го порта. Нужны были специалисты, которые бы возглавили ответственные руководящие посты. Люди новой формации - знающие и способные добить­ ся желаемого любой ценой. Газета «Полярная правда» № 166 от 2 декабря 1931 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz