Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) - О дин за другим траулеры, словно «соревнуясь», то сами терпят аварии, то причиняют повреждения другим. За одну декаду мы имеем следующие слу­ чаи: 1. РТ «Лещ» во время стоянки у стенки тралбазы при опробовании ма­ шины наскочил на утильзавод. Только благодаря тому, что между носом суд­ на и бортом утильзавода оказалось бревно, утильзавод не был разбит. 2. РТ «Макрель» в Кольском зали­ ве, невдалеке от Зеленого Мыса, сел на мель. Снялся своими силами. 11 но­ ября с новым капитаном РТ «Макрель» снова сел на мель в том же месте. 3. РТ «Белуга»... Капитан во время шторма разрешил забортные работы. Помтралмейстер был смыт волной. Тотже РТ «Белуга»... пришел в порт с выпученным котлом. Тотже РТ «Белу­ га»... у острова К ильдин сел на мель. 4. РТ «Камбала», буксировавший к месту лова сельди под погрузку два парусника, один из них посадил на мель, второй разбил. 5. РТ «Севрыба»... телеграфирует с моря о том, что стармех Корнилов больше валяется в своей каюте, чеім работает, что на вызов он не является целыми часами. 6. РТ «Мойва» больше 5 дней про­ стоял в порту из-за неисправности ма­ шины. 7. Как апогей всех этих безобраз­ нейших явлений - последний факт с РТ «Дельфин», потопленным у Малых Оленьих островов. В чем дело? В день отхода в море старший штурман Малков явился на борт РТ пьяным. Капитан РТ Шабалин также явился пьяным... По заливу шли полным ходом. Штурвальный заметил с левого борта берег и тотчасже сооб­ щил об этом штурману. Тот, осознав через какой-то срок грозившую опас­ ность, отдал приказание в машину: - Малый ход. И штурвальному: - Право руля. Но траулер «Дельфин» уже врезаду' ся в скалу...* Трагический список погибших судов продолжил РТ-3 «Касатка», ко­ торый 8 декабря 1931 года во время промысла наскочил на камни. От удара сломался руль, судно получило несколько пробоин в корпусе. Вода залила каюты, трюмы, кочегарку. Экипаж не мог спасти корабль. Шедший на по­ мощь ледокол сам сел на мель... Добавим к сказанному, что РТ-3 был но­ вым, построенным в Германии в год своей гибели траулером. Этой же зимой один из лучших старых траулеров РТ-23 «Макрель» погиб в открытом море, возвращаясь в порт с грузом. Погибла и команда - 24 человека. 31 января 1932 года во время шторма погибли в открытом море с экипажами (можно предположить, что в целом свыше 80 человек) траулеры РТ-53 «Осетр» и РТ-47 «Союзрыба». Оба траулера немецкой постройки, ди­ зельные и оборудованные по последнему слову техники тех лет... Неблагополучно обстояли дела и на берегу. Не хватало причалов, механические мастерские не справлялись с ремонтом кораблей, заводы не успевали перерабатывать улов. - Вчера в порту стояло 14 траулеров, причалов же 8, два из них няты под стоянку парусников с сельдью, - пишет газета. - Казалось бы, на 7 имеющихся причалах должны одновременно разгружаться 7 траулеров. Однако утром погрузо-разгрузочные работы велись только на двух, хотя Газета «Полярная правда» № 150 от 12 ноября 1931 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz