Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 3. Порт приписки - Мурманск (Севгосрыбтрест) 3. Необходимы новые люди Если говорить о флоте, о траулерах Севгосрыбтреста, то первоначаль­ но их было 17: двенадцать первых национализированных рыболовных траль­ щиков, вошедших в историю под номерами и названиями Т-25 «Сайда», Т-26 «Треска», Т-27 «Окунь», Т-28 «Камбала», Т-29 «Навага», Т-30 «Лучинский», Т-32 «Кумжа», Т-35 «Пикша», Т-37 «Палтус», Т-39 «Зубатка», Т-40 «Скат», Т-42 «Пинагор». Плюс Т-38 «Дельфин», который был передан Государственной Северной научно-промысловой экспедиции для работ по поискам рыбных ско­ плений. Всего 13. Вскоре траловая флотилия пополнилась двумя тральщиками из Петрограда (Т-31 «Налим» и Т-33 «Форель»), и два корабля были переда­ ны ей из состава Архангельской военно-морской базы (Т-23 «Макрель» и Т-24 «Щука»). Таким образом, 17 траулеров. Во второй половине 1920-х годов им ис­ полнилось по 20 и более лет. Часть траулеров была непригодна к круглогодич­ ной работе и, опасаясь штормов, не выходила на промысел в зимние месяцы. И все же в 1927 году, когда флот полностью находился в Мурманске, траулеры совершили 175 рейсов и выловили 175 300 центнеров рыбы, что в полтора раза больше, чем в 1925 году. Таким образом, преимущества базирования на Мур­ манск были доказаны на практике'. С 1927 года флот стал пополняться построенными в Германии новы­ ми судами: РТ-34 «Дзержинский», РТ-36 «Большевик», РТ-22 «Мурманск», РТ-20 «Архангельск», РТ-41 «М. Горький», РТ-16 «Ленин», РТ-19 «Комин­ терн», РТ- 18 «Профинтерн», РТ-14 «Сталин» и другими - всего для Мур­ манска было закуплено 17 траулеров, которые должны были заменить су­ да-первенцы. Это были более крупные и мощные корабли, которые могли промышлять в отдаленных районах моря. В 1928 году начались подготовительные работы по проектированию и строительству рыбопромыслового флота на отечественных верфях. С января 1932 года в Мурманск с новостроя стали приходить траулеры из Ленинграда... К началу 1930-х годов стало ясно, что на флоте необходимы карди­ нальные перемены. Новые, более усовершенствованные траулеры, качес­ твенные изменения в техническом вооружении судов требовали по-новому организовать работу флота, выдвинули ряд сложных проблем. Не хватало кадров: на флот приходили малограмотные, не знающие моря работники. Не хватало командиров: в заявке Севгосрыбтреста на 1930 год было требо­ вание прислать 30 капитанов, 30 штурманов, 33 старших механика. Слабая трудовая дисциплина выливалась в массовые случаи пьянства как среди рядового, так и командного состава. Страшным бичом стала высокая теку­ честь кадров плавсостава. Судовые командиры, на которых держался пока немногочисленный флот, те первые поморские капитаны - люди своеобраз­ ные, крепкого быта, безукоризненно честные и трудолюбивые, - они уже не могли быть костяком, на котором держался бы растущий флот. Нехватка профессиональных кадров вела к поломкам и авариям судов. Газета писала: История Мурманского тралового флота. Мурманск, 1973.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz