Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Напомню, что Владимир Вячеславович Чернавин, управленец Севго- срыбтреста с 1925 года до своего ареста в 1930 году, отнюдь не симпатизиро­ вал советской власти и данная похвала «идеологического врага» многого стоит. - То были неустроенные, го ные двадцатые годы. Всего не хватало - и еды, и сетематериалов, и угля, и рыбацких сапог. Зато был избыток энергии и какой-то головокружительно-ра­ достной жадности к работе, к жизни... - вспоминал инженер главка «Севрыба» Е. А. Вайнбир. - Все вез­ де только-только начиналось. Капитан Яков Богданов только начинал на своей «Щуке» спорить с теми, кто утверждал, что промысел зимой в Баренцевом море - дело гиблое. И только что капитан Спиридон Леонтьев на своей «Треске» установил в совсем неподходящем месте - около мостика - стрелу, немало потешая тем люд рыбацкий. («Она ж там, оглобля эта, не на месте... Она ж вид портит...») Однако присмотрелись рыбаки и перестали сме­ яться - дельную штуку придумал хитромудрый Спиридон, - и скоро на всех судах заработала «стрела Спиридона». Появились на траулерах первые радиостанции, и в эфире зазву­ чало: - Алло, алло, «Пинагор»!.. Говорит «Камбала»!.. Топай ко мне... Здесь есть рыбешка! Даю координаты... То была пора зарождения и становления на Севере государ­ ственной рыбной промышленности. И были тогда молоды, были пол­ ны сил замечательные капитаны-промысловики Степан Копытов, Фе­ дор Самков, Леонид Шуньгин, Андрей и Николай Новожиловы, Павел и Константин Хохлины, Петр и Осип Кононовы, Яков Постников, Петр Копытов, Дмитрий Бурков, Григорий Епифанов, Иван Демидов, Михаил Михеев, Петр Моисеев, Гавриил Шлыков, Николай Костин, Александр Сухорукое. На долю этих неторопливых, немногословных, несгибае­ мых и неунывающих людей, достойных потомков новгородских про- мысловиков-землепроходцев, выпала нелегкая судьба - на развалива­ ющихся, латаных-перелатаных маломощных тральцах, списанных с во­ енной службы по негодности, в труднейших условиях зачинать в стране траловый промысел. И делали они свое дело скромно, пожалуй, и не догадываясь о его значимости. Они постигали тайны Баренцева моря, находили рыбные банки, скрытые под непроницаемой толщей морских вод, прокладывали к ним дорогу для последующих поколений промыс­ ловиков. Приводили из вьюжного мрака полярной ночи суда, покрытые многотонной коростой обледенения, и, устало улыбаясь, говорили: - В этом рейсе, едри его в зубы, море дало нам прикурить... Од­ нако промышлять можно. Рыбешку мы все же взяли...' Е. А. Вайнбир , Всего одна жизнь. Мурманск, 1976.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz