Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Данная статья, с высоты сегодняшних дней, вызывает разве что улыбку. Подкупает наивность, с которой рассказана история о том, как «при подходе к пристани в норвежском порту по вине местного лоцмана был по порчен немного норвежский пассажирский пароход», как «ни о чем не до говорившись, „Форель” пошел дальше, но в следующем норвежском порту был арестован...». Нарочно не придумаешь байку о том, что «пока админи страция судна старалась как-то уладить дело, команда посетила собрание, устроенное в клубе коммунистов... Пели Интернационал и революционные песни и читали местную газету». Удивление вызывает и шитое белыми нит ками утверждение, что «толпы любопытных англичан внимательно осматри вали судно, удивлялись царящей всюду чистоте и порядку, а также удоб ствам, какие предоставлены команде...». Надо сказать, что построенный на английской верфи «SMIT DOCK & СО» двадцать лет назад, РТ-33 «Форель» был приобретен российским пра вительством и зачислен в состав Сибирской флотилии в качестве портового судна. Затем он был вооружен и переоборудован в тральщик. Успел послу жить на Балтфлоте, был интернирован в Гельсингфорс (Хельсинки) и вклю чен в состав ВМС Финляндии. Затем возвращен России, находился в распо ряжении Морпогранохраны ОГПУ и использовался в качестве сторожевого судна, а весной 1924 года передан Севгосрыбтресту и переведен на Барен цево море. Да, этот траулер, несмотря на свой солидный возраст, считался одним из лучших на флоте, но вряд ли даже восторженным англичанам мож но было восхищаться имеющимися на нем удобствами для экипажа... Вызывает и некое удивление тот факт, что в этой немалой по объ ему газетной статье не называется фамилия капитана РТ-33 «Форель» А. М. Овчинникова. Можно только предположить, что после подобного не удачного рейса капитана понизили в должности, так как после 1924 года в прессе тех лет встречается только штурман Овчинников. Создание Севгосрыбтреста и решение о базировании траловой фло тилии на Мурман потребовало как от руководителей треста, так и от мур манских властей максимум усилий для строительства в Мурманске трало вой базы. Не будем на страницах нашей книги рассказывать о том, как тов. Мурашов «много дней провел на Варничном мысу, шагами измерил всю площадь будущей тралбазы и лично выбрал места, где строить склады для рыбы, соли, угля, помещения посолочного завода»*. Достаточно вспомнить, что датой рождения основных предприятий-флагманов рыбной отрасли Се вера стала вторая половина 1920-х годов, период строительства Мурман ской тралбазы. Так, Мурманская судоверфь ведет свой отсчет с 1 декабря 1924 года, когда для ремонта траулеров была создана мастерская промысловой конто ры Севгосрыбтреста (на базе плавмастерской «Ксения» и Александровской мастерской). В 1926 году для выпуска малых промысловых судов заработа ла верфь деревянного судостроения, вскоре переданная Севгосрыбтресту. Из статьи А. А. Киселева «И. А. Мурашев» в газете «Мурманский вестник» от 26 апреля 1994 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz