Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Данная статья, с высоты сегодняшних дней, вызывает разве что улыбку. Подкупает наивность, с которой рассказана история о том, как «при подходе к пристани в норвежском порту по вине местного лоцмана был по­ порчен немного норвежский пассажирский пароход», как «ни о чем не до­ говорившись, „Форель” пошел дальше, но в следующем норвежском порту был арестован...». Нарочно не придумаешь байку о том, что «пока админи­ страция судна старалась как-то уладить дело, команда посетила собрание, устроенное в клубе коммунистов... Пели Интернационал и революционные песни и читали местную газету». Удивление вызывает и шитое белыми нит­ ками утверждение, что «толпы любопытных англичан внимательно осматри­ вали судно, удивлялись царящей всюду чистоте и порядку, а также удоб­ ствам, какие предоставлены команде...». Надо сказать, что построенный на английской верфи «SMIT DOCK & СО» двадцать лет назад, РТ-33 «Форель» был приобретен российским пра­ вительством и зачислен в состав Сибирской флотилии в качестве портового судна. Затем он был вооружен и переоборудован в тральщик. Успел послу­ жить на Балтфлоте, был интернирован в Гельсингфорс (Хельсинки) и вклю­ чен в состав ВМС Финляндии. Затем возвращен России, находился в распо­ ряжении Морпогранохраны ОГПУ и использовался в качестве сторожевого судна, а весной 1924 года передан Севгосрыбтресту и переведен на Барен­ цево море. Да, этот траулер, несмотря на свой солидный возраст, считался одним из лучших на флоте, но вряд ли даже восторженным англичанам мож­ но было восхищаться имеющимися на нем удобствами для экипажа... Вызывает и некое удивление тот факт, что в этой немалой по объ­ ему газетной статье не называется фамилия капитана РТ-33 «Форель» А. М. Овчинникова. Можно только предположить, что после подобного не­ удачного рейса капитана понизили в должности, так как после 1924 года в прессе тех лет встречается только штурман Овчинников. Создание Севгосрыбтреста и решение о базировании траловой фло­ тилии на Мурман потребовало как от руководителей треста, так и от мур­ манских властей максимум усилий для строительства в Мурманске трало­ вой базы. Не будем на страницах нашей книги рассказывать о том, как тов. Мурашов «много дней провел на Варничном мысу, шагами измерил всю площадь будущей тралбазы и лично выбрал места, где строить склады для рыбы, соли, угля, помещения посолочного завода»*. Достаточно вспомнить, что датой рождения основных предприятий-флагманов рыбной отрасли Се­ вера стала вторая половина 1920-х годов, период строительства Мурман­ ской тралбазы. Так, Мурманская судоверфь ведет свой отсчет с 1 декабря 1924 года, когда для ремонта траулеров была создана мастерская промысловой конто­ ры Севгосрыбтреста (на базе плавмастерской «Ксения» и Александровской мастерской). В 1926 году для выпуска малых промысловых судов заработа­ ла верфь деревянного судостроения, вскоре переданная Севгосрыбтресту. Из статьи А. А. Киселева «И. А. Мурашев» в газете «Мурманский вестник» от 26 апреля 1994 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz