Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

// / '7 Узнав, что в Англии можно выгодно про­ дать некоторые сорта беломорской рыбы, Севгосрыбтрест отправил в английский порт Гримсби свой тральщик «Форель», чтобы сделать первый опыт экспортирования све­ жей рыбы. «Форели» было поручено выяс­ нить на месте возможности для дальнейшей торговли, вкусы и желания потребителей, спрос на разные сорта рыбы и цены на нее в наиболее удобное время для сбыта. Команда тральщика должна была наглядно на месте ознакомиться с лучшими способами сохра­ нения рыбы в свежем виде, с новыми дости­ жениями в области разгрузки и погрузки, а также с условиями работы и с оплатой труда английских моряков и рабочих. Кроме всех вышеперечисленных заданий тральщик «Форель» должен был отвести в адрес англо-русского общества кооперативов (Аркос) и продать 2200 пудов ровной све­ жей рыбы: камбалы, трески, морского окуня, пикши, палтуса и зубатки. Выйдя 22.02.1925 г. из Мурманского пор­ та, «Форель» с командой 20 человек, из них 5 коммунистов, с самого начала испытал несколько неудач. Сильный шторм заставил судно простоять под зашитой острова Киль- дин целые сутки. Далее в пути опять были задержки, так, при подходе к пристани в нор­ вежском порту Хонинсберг по вине местного лоцмана был попорчен немного норвежский пассажирский пароход. Владельцами паро­ хода был предъявлен иск в 6000 крон на по­ ломку. Требование такой суммы было явно абсурдным и, ни о чем не договорившись, «Форель» пошел дальше, но в следующем норвежском порту Тромсе был арестован с требованием немедленно внести указанную выше гарантийную сумму. Опять задержка. Пока администрация судна старалась как-то уладить дело, коман­ да посетила собрание, устроенное в клубе коммунистов, который объединяет до 500 членов-коммунистов. В клубе пели Интер­ национал и революционные песни и читали местную газету. Администрация «Форели» ■С подала компании, которой принадлежал ло­ маный пароход, контриск: дать гарантию на порчу рыбы, могущую произойти от задерж­ ки судна. Дело передали в суд, и «Форель» отпустили, и он уже без особых приключе­ ний 5 марта прибыл к месту назначения. Являясь центральным английским рыбьим рынком, Гримсби имеет прекрасно оборудо­ ванный порт. «Форель» сразу по прибытии был осмотрен полицейским, таможенным и санитарным надзором, затем выгружен и приведен в полный порядок всего в течение 5 часов. Отношение властей было самым предупредительным и команде абсолютно не чинилось никаких препятствий для свобод­ ного пребывания в порту и в городе. Прибытие под красным советским флагом русского судна вызвало у местного населе­ ния большой интерес. Толпы любопытных англичан внимательно осматривали судно, удивлялись царящей всюду чистоте и поряд­ ку, а также удобствам, какие предоставлены команде... Простояв трое суток и выполнив что было возможно из числа порученных ему заданий, «Форель» вышел в свой обратный рейс в Мурманск, куда и прибыл 19 марта, испытав в Немецком море сильнейший шторм, про­ должавшийся три с половиной дня. Хотя «Форель» и получил от своего пер­ вого опыта значительные убытки, так как только четверть всей рыбы продал на засол, а остальное на удобрение, выручив всего 150 фунтов стерлингов, но задание по выясне­ нию возможностей торговли и по ознакомле­ нию с местными условиями выполнил впол­ не удовлетворительно. Вкусы и требования английских покупателей сводятся к тому, что свежая рыба должна храниться не более трех недель в трюме, окрашенном белой краской с примесью особого состава, предохраняю­ щего рыбу от окисления и запаха. Цены на русскую беломорскую рыбу стоят более вы­ сокие, чем в России, особенно на предпочи­ таемые в Англии камбалу и палтус... Газета «Полярная правда» № 37 от 24 марта 1925 года. ОПЫТНЫЙ РЕЙС ТРАЛЬЩИКА «ФОРЕЛЬ» (Первая попытка экспорта свежей рыбы из СССР в Англию)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz