Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 2. Год рождения 1920-й начальство просит оставить его еще на пару месяцев «...как самого надеж­ ного во всей волости»'. Сезонность, когда траулеры выходили из Архангельска на лов лишь после того, как Горло Белого моря очищалось ото льда, а осенью собира­ лись на зимовку в устье Двины, - крайне затрудняла становление флотилии. Нерациональность такой организации работы флота была очевидна. Все по­ нимали: для того, чтобы вести лов в зимнее время, нужна другая база, не в Архангельске, а на Мурманском побережье, омываемом теплыми водами Гольфстрима. При этом было очевидно и то, что Мурман не сможет дать лю­ дей для комплектования судовых команд. - Вспоминается одно собрание, происходившее в марте 1924 года, на котором слушали отчет о работе флота за 1923 год, - пишет ветеран рыбного Мурмана С. Д. Копытов. - Это было одно из бурных собраний. Мы, капитаны, категорически настаивали на необходимости срочного пополне­ ния флота более мощными судами, не уступающими в работе иностранным траулерам. Говорили и о необходимости продления сроков промысла. Более дальновидные и опытные в коммерческих делах и эксплуата­ ции флота товарищи из Облгосрыбпрома сказали нам тогда: «Ваши претен­ зии справедливы. Но более важно срочно решить вопрос о выводе флота из Архангельска. Тогда вы сможете ловить рыбу круглый год. А для этого необходимо иметь базу в незамерзающих водах Мурмана»". Весной 1924 года произошла реорганизация рыбных промыслов Се­ вера. На базе Архангельского и Мурманского областных управлений рыбной промышленности был создан Северный государственный рыбный трест - Севгосрыбтрест общесоюзного значения с правлением в Ленинграде и дву­ мя промысловыми конторами в Мурманске и Архангельске. Таким образом, центр дал понять властям на местах бессмысленность и бесперспективность дальнейших суждений о преимуществах и недостатках тех или иных мест базирования флота, сделав ставку на дальнейшее развитие тралового дела. Вскоре траловая флотилия пополнилась двумя тральщиками из Пе­ трограда («Патрон» и «Зенит»), и два корабля были переданы ей из состава Архангельской военно-морской базы. Так в тралфлоте появились траулеры «Налим», «Форель», «Щука» и «Макрель». Все они были оснащены радио­ станциями. И поздней осенью 1924 года траулеры вышли из Архангельска в первое зимнее плавание. Так, РТ «Щука» (капитан Я. А. Богданов) прошел с тралом от Канино-Колгуевского мелководья по всему желобу между южным склоном Гусиной банки и северным склоном Центрального района, - и на всем своем пути экипаж имел уловы рыбы промыслового значения. В навигацию 1924-1925 годов траулеры сделали по 15 рейсов, тем самым начав освоение круглогодичного промысла рыбы в Баренцевом море. Временной базой для них были выбраны Александровск и Мурманск, Использована информация из статьи А. А. Киселева «У истоков рыбацкой дружбы» в газете «Полярная правда». Как было покончено с сезонностью промысла. Газета «Рыбный Мурман» № 122 от 12 октября 1957 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz