Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Глава 2. Год рождения 1920-й начальство просит оставить его еще на пару месяцев «...как самого надеж ного во всей волости»'. Сезонность, когда траулеры выходили из Архангельска на лов лишь после того, как Горло Белого моря очищалось ото льда, а осенью собира лись на зимовку в устье Двины, - крайне затрудняла становление флотилии. Нерациональность такой организации работы флота была очевидна. Все по нимали: для того, чтобы вести лов в зимнее время, нужна другая база, не в Архангельске, а на Мурманском побережье, омываемом теплыми водами Гольфстрима. При этом было очевидно и то, что Мурман не сможет дать лю дей для комплектования судовых команд. - Вспоминается одно собрание, происходившее в марте 1924 года, на котором слушали отчет о работе флота за 1923 год, - пишет ветеран рыбного Мурмана С. Д. Копытов. - Это было одно из бурных собраний. Мы, капитаны, категорически настаивали на необходимости срочного пополне ния флота более мощными судами, не уступающими в работе иностранным траулерам. Говорили и о необходимости продления сроков промысла. Более дальновидные и опытные в коммерческих делах и эксплуата ции флота товарищи из Облгосрыбпрома сказали нам тогда: «Ваши претен зии справедливы. Но более важно срочно решить вопрос о выводе флота из Архангельска. Тогда вы сможете ловить рыбу круглый год. А для этого необходимо иметь базу в незамерзающих водах Мурмана»". Весной 1924 года произошла реорганизация рыбных промыслов Се вера. На базе Архангельского и Мурманского областных управлений рыбной промышленности был создан Северный государственный рыбный трест - Севгосрыбтрест общесоюзного значения с правлением в Ленинграде и дву мя промысловыми конторами в Мурманске и Архангельске. Таким образом, центр дал понять властям на местах бессмысленность и бесперспективность дальнейших суждений о преимуществах и недостатках тех или иных мест базирования флота, сделав ставку на дальнейшее развитие тралового дела. Вскоре траловая флотилия пополнилась двумя тральщиками из Пе трограда («Патрон» и «Зенит»), и два корабля были переданы ей из состава Архангельской военно-морской базы. Так в тралфлоте появились траулеры «Налим», «Форель», «Щука» и «Макрель». Все они были оснащены радио станциями. И поздней осенью 1924 года траулеры вышли из Архангельска в первое зимнее плавание. Так, РТ «Щука» (капитан Я. А. Богданов) прошел с тралом от Канино-Колгуевского мелководья по всему желобу между южным склоном Гусиной банки и северным склоном Центрального района, - и на всем своем пути экипаж имел уловы рыбы промыслового значения. В навигацию 1924-1925 годов траулеры сделали по 15 рейсов, тем самым начав освоение круглогодичного промысла рыбы в Баренцевом море. Временной базой для них были выбраны Александровск и Мурманск, Использована информация из статьи А. А. Киселева «У истоков рыбацкой дружбы» в газете «Полярная правда». Как было покончено с сезонностью промысла. Газета «Рыбный Мурман» № 122 от 12 октября 1957 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz