Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Совнаркома 10 марта 1920 года Архгубревком, губсовнархоз и губпродком принимают постановление о национализации предприятий рыбной промыш­ ленности и создании Беломорского (о Мурманске или Мурмане в названии не упоминается) управления рыбозвериными промыслами (Областьрыба). Через две недели, 25 марта 1920 года, Беломорское управление с утвержденной структурой приступает к работе. В его оперативном отделе создан подотдел тралового лова, который «фактически выполнял функ­ ции управления тралового флота, поскольку ведал эксплуатацией тринад­ цати национализированных траулеров, их снабжением, комплектованием команд, планированием промысла, учетом уловов, товарно-материальных ценностей и другими вопросами, которые обеспечивали работу первого тра­ лового флота советской России...»*. Но гладко лишь на бумаге, а кто знает, где они, эти траулеры, как они там зимуют на Мурманском берегу и есть ли они вообще в наличии? Эти вопросы, надо думать, очень волновали руководителей Беломорского управления, особенно после ознакомления с решениями состоявшегося накануне, 22 марта 1920 года, первого Мурманского уездного съезда Со­ ветов. В резолюции этого съезда говорится и о вагонах-холодильниках для транспортировки свежей рыбы на юг России, и о строительстве на местах консервных и бочарных (бондарных) заводов, а главное: «Пункт 12. Создать траловый флот для использования океанских банок»” . Ситуация для архангелогородских руководителей Областьрыбы рез­ ко обостряется. И вот в начале апреля 1920 года (космическая скорость по тем временам, когда поезда неделю шли из Питера в Мурманск, по пути останавливаясь, чтобы заготовить дрова для паровоза) - да, уже в апреле из Архангельска в Порт-Владимир к экипажам зимовавших там траулеров при­ бывают председатель правления Архобластьрыбы М. К. Державин и капитан И. П. Бурков, которому поручили «выступать от имени Управления по всем вопросам промыслового дела». Зачем? Судовой механик И. В. Анкудинов вспоминал: - В начале апреля 1920 года прибыл на тральщики председател правления Областьрыбы Северного края тов. Державин... Было собрано об­ щее собрание команд тральщиков. На собрании тов. Державин выступил с большим докладом о текущем положении Советского государства и призвал личный состав подготовить тральщики к рыбному сезону*". Неужели только для «большого доклада о текущем положении» приезжал начальник? Нет, конечно же. Боялись архангельские руководите­ ли, что траулеры останутся на Мурмане, потому и лично решили убедить экипажи с наступлением навигации возвратиться в Архангельск. Не могли они допустить, чтобы часть траулеров осталась на Мурмане, хотя это было 90 штормовых лет. Архангельск, 2010. Развитие рыбной промышленности Мурманской области (сборник документов и материа­ лов в двух томах). Т. 1, 1920-1985. Мурманск, 1986. Из статьи А. А. Киселева «У истоков рыбацкой дружбы» в газете «Полярная правда» 1970

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz