Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Совнаркома 10 марта 1920 года Архгубревком, губсовнархоз и губпродком принимают постановление о национализации предприятий рыбной промыш ленности и создании Беломорского (о Мурманске или Мурмане в названии не упоминается) управления рыбозвериными промыслами (Областьрыба). Через две недели, 25 марта 1920 года, Беломорское управление с утвержденной структурой приступает к работе. В его оперативном отделе создан подотдел тралового лова, который «фактически выполнял функ ции управления тралового флота, поскольку ведал эксплуатацией тринад цати национализированных траулеров, их снабжением, комплектованием команд, планированием промысла, учетом уловов, товарно-материальных ценностей и другими вопросами, которые обеспечивали работу первого тра лового флота советской России...»*. Но гладко лишь на бумаге, а кто знает, где они, эти траулеры, как они там зимуют на Мурманском берегу и есть ли они вообще в наличии? Эти вопросы, надо думать, очень волновали руководителей Беломорского управления, особенно после ознакомления с решениями состоявшегося накануне, 22 марта 1920 года, первого Мурманского уездного съезда Со ветов. В резолюции этого съезда говорится и о вагонах-холодильниках для транспортировки свежей рыбы на юг России, и о строительстве на местах консервных и бочарных (бондарных) заводов, а главное: «Пункт 12. Создать траловый флот для использования океанских банок»” . Ситуация для архангелогородских руководителей Областьрыбы рез ко обостряется. И вот в начале апреля 1920 года (космическая скорость по тем временам, когда поезда неделю шли из Питера в Мурманск, по пути останавливаясь, чтобы заготовить дрова для паровоза) - да, уже в апреле из Архангельска в Порт-Владимир к экипажам зимовавших там траулеров при бывают председатель правления Архобластьрыбы М. К. Державин и капитан И. П. Бурков, которому поручили «выступать от имени Управления по всем вопросам промыслового дела». Зачем? Судовой механик И. В. Анкудинов вспоминал: - В начале апреля 1920 года прибыл на тральщики председател правления Областьрыбы Северного края тов. Державин... Было собрано об щее собрание команд тральщиков. На собрании тов. Державин выступил с большим докладом о текущем положении Советского государства и призвал личный состав подготовить тральщики к рыбному сезону*". Неужели только для «большого доклада о текущем положении» приезжал начальник? Нет, конечно же. Боялись архангельские руководите ли, что траулеры останутся на Мурмане, потому и лично решили убедить экипажи с наступлением навигации возвратиться в Архангельск. Не могли они допустить, чтобы часть траулеров осталась на Мурмане, хотя это было 90 штормовых лет. Архангельск, 2010. Развитие рыбной промышленности Мурманской области (сборник документов и материа лов в двух томах). Т. 1, 1920-1985. Мурманск, 1986. Из статьи А. А. Киселева «У истоков рыбацкой дружбы» в газете «Полярная правда» 1970
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz