Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Ходивший на «Треске» старпомом впоследствии прославленный капитан С. Д. «опытов вспоминал, что «капитаном на траулере был северянин, боль шевик т. Антуфьев, человек высокого роста, энергичный, напористый...». Антипин Андрей Александрович, старейший капитан первой в Рос сии траловой флотилии. В 1918 году он готовил к промыслу и вывел в море переоборудованный из военного минного тральщика Т-25. Возглавлял эки паж РТ-25 «Сайда» в середине 1920-х годов. Грозников Иван Андреевич, капитан тралфлотовских рыболовных траулеров в 1920-1930-е годы... Тогда, сто лет назад, под началом Осипа и Петра Кононовых, Георгия и Павла Хохлиных, многих других поморских капитанов бороздили север ные моря рыболовные шхуны и тральщики, парусные лодьи и транспортные пароходы. Всем были известны Бурковы, Копытовы, Антуфьевы, Чухчины - многочисленные представители этих поморских фамилий были родом из Мудьюги (Патракеевская волость). Своих вошедших в историю полярного мореплавания капитанов дали поморские села, расположенные по берегам беломорских рек Сумы и Унежмы, Малошуйки и Кеми, Мезени и Онеги... Они и возглавили экипажи первых траулеров, для которых в первой полови не 1920-х годов родным портом был Архангельск. 2. Разногласия и трудности первых лет Повивальной бабкой стала Первая мировая война и для последнего города Российской империи - Мурманска, и для отечественного тралово го флота. Закупленные Морским ведомством для обороны северных морей минные тральщики, вошедшие в состав Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО), были переоборудованы в рыболовные траулеры. Арендо ванные фирмой «Беззубиков и сыновья» и архангельским отделением Цен тросоюза в 1919 году, эти 12 потрепанные временем английской постройки траулеры не принесли их новым хозяевам желаемого дохода в свою первую навигацию. Надеясь на будущее, предприимчивые купцы и кооператоры не случайно оставили корабли на зимовку подальше от Мурманска и Архан гельска, где хозяйничали интервенты и белогвардейцы. Предвидя поспеш ное бегство и тех и других, они спрятали от лишних глаз на острове Шалим в Ура-губе Западного Мурмана, где располагался Порт-Владимир, траулеры Центросоюза (Т-25, -27, -29, -32, -37, -38, -39), а в Порчнихе, на Восточном Мурмане, в удобной гавани находились корабли, принадлежавшие фирме «Беззубиков и сыновья» - Т-26, -28, -30, -35, -40 -42. Не будем на страницах этой книги пересказывать трудности, пре одолевая которые экипажи первых советских траулеров вернулись в Архан гельск и стали готовиться к навигации - об этом подробно поведали читате лям А. А. Киселев и А. И. Краснобаев, авторы книги «История Мурманского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz