Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Ходивший на «Треске» старпомом впоследствии прославленный капитан С. Д. «опытов вспоминал, что «капитаном на траулере был северянин, боль­ шевик т. Антуфьев, человек высокого роста, энергичный, напористый...». Антипин Андрей Александрович, старейший капитан первой в Рос­ сии траловой флотилии. В 1918 году он готовил к промыслу и вывел в море переоборудованный из военного минного тральщика Т-25. Возглавлял эки­ паж РТ-25 «Сайда» в середине 1920-х годов. Грозников Иван Андреевич, капитан тралфлотовских рыболовных траулеров в 1920-1930-е годы... Тогда, сто лет назад, под началом Осипа и Петра Кононовых, Георгия и Павла Хохлиных, многих других поморских капитанов бороздили север­ ные моря рыболовные шхуны и тральщики, парусные лодьи и транспортные пароходы. Всем были известны Бурковы, Копытовы, Антуфьевы, Чухчины - многочисленные представители этих поморских фамилий были родом из Мудьюги (Патракеевская волость). Своих вошедших в историю полярного мореплавания капитанов дали поморские села, расположенные по берегам беломорских рек Сумы и Унежмы, Малошуйки и Кеми, Мезени и Онеги... Они и возглавили экипажи первых траулеров, для которых в первой полови­ не 1920-х годов родным портом был Архангельск. 2. Разногласия и трудности первых лет Повивальной бабкой стала Первая мировая война и для последнего города Российской империи - Мурманска, и для отечественного тралово­ го флота. Закупленные Морским ведомством для обороны северных морей минные тральщики, вошедшие в состав Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО), были переоборудованы в рыболовные траулеры. Арендо­ ванные фирмой «Беззубиков и сыновья» и архангельским отделением Цен­ тросоюза в 1919 году, эти 12 потрепанные временем английской постройки траулеры не принесли их новым хозяевам желаемого дохода в свою первую навигацию. Надеясь на будущее, предприимчивые купцы и кооператоры не случайно оставили корабли на зимовку подальше от Мурманска и Архан­ гельска, где хозяйничали интервенты и белогвардейцы. Предвидя поспеш­ ное бегство и тех и других, они спрятали от лишних глаз на острове Шалим в Ура-губе Западного Мурмана, где располагался Порт-Владимир, траулеры Центросоюза (Т-25, -27, -29, -32, -37, -38, -39), а в Порчнихе, на Восточном Мурмане, в удобной гавани находились корабли, принадлежавшие фирме «Беззубиков и сыновья» - Т-26, -28, -30, -35, -40 -42. Не будем на страницах этой книги пересказывать трудности, пре­ одолевая которые экипажи первых советских траулеров вернулись в Архан­ гельск и стали готовиться к навигации - об этом подробно поведали читате­ лям А. А. Киселев и А. И. Краснобаев, авторы книги «История Мурманского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz