Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) ного бассейна. Возглавляя экипаж РТ-62 «Ворошилов», в 1936 году выловил 36 тысяч центнеров рыбы - в два раза больше запланированного. После 1936 года работал на предприятиях рыбной промышленности в Астрахани, Архангельске, Ленинградской области. В ходе советско-финской войны 1939 года участвовал в тралении Петсамофьорда. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ ЯКОВА БОГДАНОВА Отрывок из рукописи сборника рассказов В. С. Георги о первых капитанах тралфлота ...РТ-62 «Ворошилов». Этот новый, 1932 года постройки отечествен­ ный траулер стал для Якова ближе, чем дом родной. Понимал, что во что бы то ни стало должен он вывести судно в передовые. Что он может, дол­ жен доказать всем - и молодым, азартным и амбициозным капитанам вроде Андрея Стрельбицкого или Николая Скорнякова, и старым друзьям, тем же Степану Пайкачеву или Федору Самкову, что есть и у капитана Богданова еще порох в пороховнице! Но один в поле не воин. И корабль без команды лишь железное корыто. Первым и самым надежным помощником для ка­ питана стал Николай Тимофеевич Федотьев, стармех. Он еще до прихода Богданова принял судно. -Т ы знаешь, Яков Алексеевич, что я увидел тогда на «Ворошилове», - рассказал как-то Федотьев. - А увидел я и почувствовал какую-то безысход­ ность. Куда ни посмотришь - мерзость запустения. И на палубе, и внутри. И какой-то запах везде стоит, вонища козлиная... Залез в машинное отделе­ ние, оглянулся. Движок мощный, надежный. Да видать работали с ним если не новички, то неумехи малограмотные. Или пьяницы. И потребовал, чтобы перед рейсом поставили наш «шестьдесят второй» к причалам судоверфи, со знакомыми ребятами-ремонтниками каждую шестеренку прощупали, па­ ропроводы заменили. Теперь при тралении обороты машина держит, так что дело за тобой, капитан - лови рыбу! И Яков Алексеевич ловил. Если по тем временам средний годовой улов на судно не превышал 20 тысяч центнеров, то Богданов стал брать по 30. А когда в первые стахановские рейсы стали выходить, настал для него звездный час - вдвое экипаж РТ-62 «Ворошилов» перекрыл плановое за­ дание, подняв на борт 36 тысяч центнеров рыбы. Из рук самого Микояна принимал Яков Богданов в Кремле высокие награды за труд. И еще один раз, когда на кителе капитана уже намертво были прикручены два ордена - Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» - выручил-вспомнил Анастас Иванович своего давнего друга. К тому времени семья Богдановых жила в новом «капитанском» доме по проспекту Сталина. Яков вернулся с рейса, готовился сдать траулер и пойти в отпуск. А дальше... О дальнейшем он не думал, потому что вре­ мена были такие, что жили лишь сегодняшним днем. Страшно стало жить, тревожно. Забирали моряков прямо с судна, в порту. Но чаще ночью ходили по домам, арестовывали, предъявляли какие-то неслыханные обвинения в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz