Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

W 'i Мурманский траловый флот (том I) дрей Яковлевич Маклаков, за год сэкономил 27 суток, или почти два полных рейса. Это позволило выловить дополнительно около 4-х тысяч центнеров рыбы. Экипаж доказал, что скоростные рейсы возможны не только в летнее, но и в зимнее время. 8 июля 1949 года вышел в свой первый рейс малый трауле «Новатор» с принципиально новой схемой кормового траления. Начиная с первых послевоенных лет группа инженеров экспериментальной базы МТФ искала пути создания подобных судов, да и сама идея кормового траления зародилась в Мурманском траловом флоте. Впервые ее выдвинул капитан К. А. Патон, а флотские инженеры и конструкторы испытали этот способ на практике. До конца 1949 года «Новатор» успешно произвел около ста кормовых тралений, а в 1950 году - 70. Опыт мурманских специалистов был использован при создании про­ ектов отечественных крупнотоннажных траулеров. Первые суда с кормовым тралением по заказу нашей страны и под наблюдением советских инжене­ ров построила западногерманская фирма БМРТ «Пушкин». В 1950-1952 годы траловый флот пополнился новыми, более мощными судами. Среди них 5 боль­ ших рыболовных траулера (БТР) типа «Кремль» бельгийской постройки с мощ­ ностью двигателя 1080 л. с., автономно­ стью плавания 90 суток. Плюс паровые суда бортового траления польской по­ стройки, с главной машиной мощностью от 800 до 1290 л. с. В сентябре 1950 года открыто Мурманское высшее море­ ходное училище: учебный год начался для первых курсантов «высшей мореходки» - будущих инженеров-судоводителей и судомехаников. МВМУ, МВИМУ, МГАРФ, МГТУ - училище меняло названия, пытаясь отвечать за­ просам времени. Его выпускниками гордится Мурманск. В декабре 1950 года, «под занавес» четвертой пятилет­ ки, большая группа рыбаков награждена орденами и медалями СССР. Из них 30 человек были удостоены ордена Ленина. В целом Мурманский траловый флот добыл в 1950 году 1915 тысяч центнеров рыбы и успешно завершил план первой послевоенной пятилетки. «Ховальдс Верке». Головным был БРТ-96 «Россия» бельгийской постройки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz