Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 9. Продолжение следует.. и революционере Чумбарове-Лучинском. По сравнению с другими траулера­ ми, Т-30 был в лучшем техническом состоянии, располагал более мощной машиной в 600 л. с. 1 марта 1924 года создан Северный государственный рыб­ ный трест - Севгосрыбтрест. Данное рыбопромышленное объединение общесоюзного значения с правлением в Ленинграде и двумя промысло­ выми конторами в Мурманске и Ар­ хангельске было образовано на базе территориальных областных управле­ ний рыбной промышленности. В це­ лях дальнейшего развития тралового дела Севгосрыбтрест начал перебази­ ровать флот на Мурман, в незамерза­ ющий Кольский залив. В Мурманске вскоре было переведено и правление Севгосрыбтреста Траловая база Севгосрыбтреста в Мурманске В ноябре-декабре 1924 года четыре траулера вышли из Ар­ хангельска в Мурманск в первое зимнее плавание. Это были попол­ нившие «рыбью флотилию» два тральщика из Петрограда и два корабля из состава Архангельской военно-морской базы. Так в тралфлоте появились трауле­ ры «Налим», «Форель», «Щука» и «Ма­ крель», оснащенные радиостанциями. РТ «Щука» (капитан Я. А. Богданов) прошел с тралом от Канино-Колгуевского мел­ ководья по всему жёлобу между южным склоном Гусиной банки и северным скло­ ном Центрального района, - и на всем своем пути в Мурманск экипаж имел уло­ вы рыбы промыслового значения. 1 декабря 1924 года в Мурманске для ремонта траулеров создана мастерская промысловой конторы Севгосрыбтреста (на базе плавмастерской «Ксения» и Александровской мастерской). Этот день считается днем рождения Мурманской судоверфи. В навигацию 1924-1925 годов базировавшиеся в Коль­ ском заливе траулеры сделали по 15 рейсов, тем самым начав освоение круглогодичного промысла рыбы в Баренцевом море. Временной базой для них были выбраны Александровск и Мурманск, где разгрузка рыбы временно производилась у причалов старой «каботажки». Тогда же начались проектные и подготовительные работы по строительству Вооруженный минный тральщик Т-23 (будущий Т-23 «Макрель»)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz