Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) В 1950-1952 годы траловый флот пополнили 5 больших рыболовных траулера (БТР) типа «Кремль» бельгийской постройки с мощностью двига­ теля 1080 л. с., автономностью плавания 90 суток. Плюс паровые суда бор­ тового траления польской постройки, с главной машиной мощностью от 800 до 1290 л. с. Для рыбаков Севера этот четвертый этап был ознаменован приходом в Мурманск первого БМРТ - принципиально нового траулера по сравнению с судами традиционного бортового траления. БМРТ был способен непосред­ ственно в море выполнять полный комплекс рыбопромышленного производ­ ства, начиная с поиска рыбы и кончая выработкой готовой продукции. Тех­ нико-эксплуатационные качества позволяли траулерам-заводам работать в любом районе океана, независимо от климатических и метеорологических условий... В 1955 году в Мурманский траловый флот поступил первый БМРТ типа «Пушкин» постройки ФРГ. Это океаническое судно водоизмещением 3700 тонн с мощностью главного двигателя 1900 л. с. имело скорость 13 узлов, было оборудовано рефрижераторными установками, филетировоч- ными машинами, современными по тем временам электрорадионавигаци- онными приборами. Поздравляя рыбаков Севера с новым, 1956 годом, министр рыбной промышленности СССР А. А. Ишков отметил, что «передовой экипаж тра­ улера „Сталинград” достиг наивысшего улова для судов тралового флота, выловив более 86.000 центнеров рыбы... Это еще раз подтверждает, какими огромными резервами располагает рыбопромысловый флот и создает все условия для дальнейшего увеличения вылова рыбы на каждое судно. Госу­ дарственным планом на 1956 год по Главмурманрыбпрому предусматрива­ ется увеличение вылова рыбы на два миллиона центнеров по сравнению с 1955 годом»*. Поступающие на флот БМРТ пошли в новые дальние районы про­ мысла, дав начало очередному, пятому по счету этапу в развитии рыбной отрасли Севера. И уже через год в праздничном номере от 1 января 1957 года бассейновая газета в корреспонденции под заголовком «Замечатель­ ный успех моряков траулера „Некрасов” сообщала, что экипаж этого БМРТ выловил за год без малого 100 тысяч центнеров рыбы! К концу 1950-х годов в Мурманском траловом флоте уже имелось 23 БМРТ, 5 больших рыболовных траулеров, 11 дизельных РТ типа «Пионер», 17 РТ типа «Муром», 179 РТ, работающих на угле, 2 плавбазы, 3 учебных траулера, 5 судов перспективной разведки. В МТФ работало 13 264 челове­ ка. То есть наш тралфлот стал самым мощным на Северном бассейне фло­ том по числу плавединиц, рыбацкому штату и объему рыбодобычи. С 1961 года в траловый флот стали поступать из Дании новые производственные рефрижераторы... Так что продолжение следует. Газета «Рыбный Мурман» № 1 от 01 января 1956 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz