Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) 1. Некоторые итоги 25 лет понадобилось России, чтобы сделать уверенный шаг к ра витию тралового промысла на Севере. Эти 25 лет, начиная с создания го­ рода-порта Александровск-на-Мурмане в незамерзающем Кольском зали­ ве и прихода в Екатерининскую гавань первого отечественного траулера «Андрей Первозванный», - эти четверть века до базирования рыболовных траулеров в Мурманске вместили в себя войны и революции, надежды и разочарования. Во многом не оправдала своего предназначения Мурман­ ская промысловая экспедиция, от которой промышленники ждали конкрет­ ных ответов на конкретные вопросы: где и в какие сроки можно ловить рыбу в наших северных морях. Единичные, разрозненные попытки первых российских рыбопромышленников перейти от кустарного прибрежного промысла к траловому морскому лову не принесли успеха. А вскоре и эти попытки перечеркнула Первая мировая война: Белое и Баренцево моря стали зоной военных действий, на расставленных немецкими субмарина­ ми минах подрывались транспортные и рыбацкие суда. После 1916 года потерял перспективу стать основным городом-портом как для военных ко­ раблей, так и для рыболовных судов Александровск, отрезанный заливом от железной дороги. После установления на Севере советской власти принимаются меры для оживления рыбной промышленности. В стране голод, и восполнить за­ пасы продовольствия должна рыба. Расчет делается на траловый промысел. 19 марта 1920 года - официальная дата рождения траловой фло­ тилии. В этот день 12 тральщиков, ранее принадлежащих царскому прави­ тельству, а с 1919 года находящихся в арендном пользовании для промысло­ вых работ, - эти тральщики были переданы в распоряжение Беломорского управления рыбозвериными промыслами. 29 июня 1920 года - историческое начало «летоисчисления» Архан­ гельского и Мурманского траловых флотов. Именно в этот день из устья Северной Двины под флагом РСФСР первым вышел в промысловый рейс траулер Т-30. За ним в море пошли другие суда. Маленькие тральщики гру­ зоподъемностью всего 100 тонн имели паровую машину мощностью 300 л. с., экипаж состоял из 20-22-х человек. Рейс продолжался 10-12 суток, на большее не хватало угля. Оттертрал поднимали в основном руками. Эти 12 тральщиков добыли в 1920 году 17 тысяч центнеров рыбы. Только со второй половины 1920-х годов, с создания Севгосрыбтре­ ста и перевода траулеров на Мурман, траловый промысел становится пер­ спективным. Воспользоваться этими перспективами удастся в 1930-е годы... - В июне 1933 года официально был воссоздан Архангельский тр ловый флот, в состав которого вошли 20 траулеров, - пишет руководитель ВРПО «Севрыба» в 1980-е годы М. И. Каргин. - Так была восстановлена справедливость. Первый морской порт России, родоначальник тралового промысла, вернул, наконец, себе часть траулеров - через семь лет с тех пор,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz