Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 2. Год рождения 1920-й - А кого прикажете назначить? Тех, кто совсем не бывал на трауле­ ре, или, может, из-за границы выписывать специалистов? Неужели сами не справимся? Будете работать и учиться. Итак, я стал капитаном промыслового траулера... В Архангельске не было хорошей ремонтной базы. Не хватало ма­ териалов. Поэтому ремонтировали в первую очередь траулеры, на которых было меньше работы. Дело продвигалось очень медленно. А мы тем вре­ менем, каждая команда для своего судна, добывали уголь в аванпорту, в 25 километрах от Архангельска, где во время первой империалистической войны взорвался транспорт с углем. В образовавшейся воронке при отливах было видно много угля. ...Люди работали с большим усердием, не считаясь со временем. Они сверлили, строгали, клепали без всякого нажима со стороны админи­ страции, а в свободное время добывали уголь из той же самой воронки. А как добывали? Не экскаватором, не краном. Нет, просто во время отлива, было это днем или ночью, брали лопаты и корзины, заходили в воду (а она бывала часто выше колен) и вычерпывали уголь. Чем глубже заходили, тем больше угля было. Так добывали запас на рейс. Плавания предстояли трудные. Траулеры имели исключитель­ но плохое оборудование. Главный и путевой компасы, барометр, секстант, часы, бинокль, простые ручные лот и диплот - вот и все. На многих трауле­ рах первое время не было даже хронометров. Суда не были радиофициро­ ваны, а о промысловых картах и пособиях понятия не имели. Вот с таким «багажом» шли в море. И, забегая вперед, надо сказать, что находили и ловили рыбу, осваивали новые места промысла, и не было случая, чтобы какой-либо траулер ушел на Новую Землю или куда-нибудь в другое место. Все суда возвращались на базу в Архангельск. ...Наконец, был закончен ремонт и нашего корабля «Камбала». Я сам наметил день отхода. Накануне этого дня встречаю начальника отдела тралового флота тов. Гринера и говорю: - Владимир Семенович, я завтра должен выйти в море, у меня не­ достает снабжения, нет тралмейстера, нет ни одного готового трала на бор­ ту. Завтра выходной день. Если все необходимое не будет доставлено на судно сегодня, отход срывается. - Я был у вас на судне, - сказал Гринер. - У вас вообще нет ничего на месте, работы много, и вы не справитесь. - Я отвечаю за свои слова, если потребуется, будем работать всю ночь. - Хорошо. Все будет на борту сегодня же... Но помни, если завтра не выйдешь, получишь наказание за дерзость. А может статься, что и со­ всем поставим на прикол. 15 августа 1920 года в 15 часов траулер «Камбала» вышел из Ар­ хангельска в первый советский промысловый рейс. Стоявший на причале тов. Гринер крикнул: «Счастливого пути! А мне все еще не верится, что «Камбала» идет в море». По материалам газеты «Рыбный Мурман».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz