Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Фото 1940-х годов ПАТОН Кирилл (Кир) Александрович 1902, г. Омск - после 1973 Капитан на судах МТФ. Родился в дворянской семье. В 1919 году ря довым служил в армии А. И. Деникина. Окончил Одесский морской техникум (1924). Ходил матросом, помощником капитана на судах Черноморского и Балтийского морских пароходств. С 1935 года - капитан. С 1944 года в Мурманске: старший помощ ник, дублер капитана, с 1946-го - капитан, капи тан-наставник на промысловых судах МТФ. Первые послевоенные годы руководил командой РТ «Му- дьюжанин», добивался успеха на промысле. Экипаж этого траулера стал первым на Северном бассейне, где закрепились постоянные кадры и, следователь но, повысилась квалификация моряков. Выступил с ценным предложением по ускорению обработки рыбы между тралениями, что позволило резко по высить общий вылов по флоту. В 1946 году К. А. Патон предложил принципиально новую схему суд на кормового траления. Он полагал, что «на таком траулере можно будет промышлять при волнении моря до 8 баллов, применить машины для обра ботки улова, улучшить условия труда и быта команды». Производительность судна с кормовым тралением, справедливо считал капитан, должна быть значительно выше. Заслуженный работник рыбного хозяйства России В. К. Зиланов вспоминал: «После войны шло развитие тралового флота, с парового угля суда были переведены на жидкое топливо. Затем осознанно начали строить суда с кормовым тралением, инициатором этого метода был капитан Кир Александрович Патон. В последние годы он работал в Севрыбпромразвед- ке, и с ним мне довелось общаться. Удивительно мягкий, тонкий, интелли гентный человек с большим багажом капитанских знаний. И вот он в 1949 году приходит к выводу, что добывать рыбу производительнее не бортовым способом, а кормовым. Это была совершенно новая идея, которую поначалу приняли в штыки»*. В 1955 году К. А. Патон стал первым капитаном БМРТ «Гоголь» (МБ- 0251 ). Выступил инициатором организации скоростных «окуневых» рейсов с заготовкой морского окуня в непотрошеном виде. С 1956 года - зам. начальника промысловой разведки Главмурман- рыбпрома Управления рыбной промышленности Мурманского совнархоза. С 1961 года - флагманский капитан на ремонтирующихся судах. С 1973 года на пенсии. Автор книги «Основные элементы промыслового судовождения (из опыта работы Мурманского тралового флота). Москва, 1958. Сайт http://www.fishkamchatka.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz