Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) ...Над морем повис густой туман. В дальнейшем температура воз­ духа понизилась до 20-24 градусов ниже нуля. Северо-восточные ветры пригнали в район промысла сплошные поля льда. Определить границы ле­ дяных полей в условиях плохой видимости оказалось почти невозможно. Из рулевой рубки временами не было видно полубака на траулере. Косяки крупной и ровной трески держались у самой кромки льда и подо льдом... При такой сложной гидрометеорологической обстановке я постоянно нахо­ дился на мостике, и только на вахте старшего помощника удавалось поспать два-три часа в сутки, причем с перерывами. Руководители флота запретили капитанам вести промысел во льдах. Одна за другой шли радиограммы с берега за подписью начальника тралового флота, предупреждавшего об ответственности за безопасность мореплавания. И, по существу, он был прав: во льдах можно было повредить корпус траулера, погнуть гребной винт, вывести из строя рулевое устрой­ ство, то есть такое плавание было чревато аварийной ситуацией. К тому же траулеры-«бортовики» не имели усиленного ледового пояса. Руководители флота и промысла ругали капитанов тех траулеров, которые имели низкие уловы, и обязывали их улучшить работу. А эти капи­ таны выполняли указание руководства, не рисковали и вели промысел не у самой кромки льда, а в стороне. Тут была «палка о двух концах», и оба эти «конца» висели над капитаном, готовые в любой момент «ударить». Те траулеры, которые работали во льдах, имели богатые уловы. Капитаны про­ мышляли на свой страх. И руководители призывали капитанов брать пример с хорошо работавших траулеров. Этим они негласно заставляли нас ловить рыбу во льдах и снимали с себя ответственность за возможные аварии... На вахтенных штурманов ложилась двойная-тройная нагрузка. Но судоводители, какой бы ни была погода и видимость, удерживали траулер около кромки льда на более плотных концентрациях рыбы и поднимали на борт богатые уловы. И весь экипаж работал, не жалея сил. За двухчасо­ вое траление поднимали на палубу по пять-шесть тонн, а порой и больше, крупной и ровной трески. Трудно было работать на палубе в такой сильный мороз. При подъеме и спуске трала мерзли сети. Порой они превращались в такую ледяную твердую массу, что нависала опасность порыва их на палубе при спуске трала. Да и чинить смерзшиеся сети стало почти невозможно. В таких случаях я обращался к старшему механику С. П. Топчиеву. Он обе­ спечивал мастеров по добыче горячей водой, и они оттаивали тралы, трало­ вые мешки и сетное полотно. Мастера по добыче С. П. Качурин и В. В. Ларионов в таких неверо­ ятно тяжелых условиях показывали свое трудолюбие, образцы мастерства, мужества и стойкости - не побоюсь этих слов. Было трудно и обрабатывать рыбу в такой лютый мороз. Мерзла она на палубе. Мерзли моряки на ее об­ работке. Спецодежда, рукавицы превращались в ледяной панцирь. Всех, кто работал на палубе, обливало студеной морской водой, которая при сильном морозе тут же замерзала на их одежде. Но я верил в своих моряков. Они делали все возможное и даже невозможное, чтобы обработать улов от трала до трала. И вот что радовало: усталые, с натянутыми до предела нервами, они светлели лицом, улыбались при подъеме на палубу богатого улова...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz