Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) рабль? А пока капитан должен вот так коротать ночи у печурки, нести суточ ную вахту. Иногда к нему заходит вахтенный матрос, пожилой, рассудитель ный, тоже осевший на берегу по воле врачей. Перебросятся несколькими фразами, вспомнят о прошлых плаваниях, каждый о своих. Вахтенный матрос уходит, а Михаил Александрович невольно ли стает странички-годы, отданные морю. Первые рейсы в 1936 году. От них остались на руках мозоли. Подробности стерлись в памяти. Работал хорошо. В тридцать седьмом капитан А. И. Стрельбицкий и помполит М. А. Элькинд дали рекомендацию в комсомол. Перед самой войной принят кандидатом в члены партии. К этому времени в кармане уже лежал диплом штурма- на-«двухсоттонника>>. Но... Капитан подносит руки ближе к печурке, несколько минут держит их, отогревая. Суровая нынче зима, от этого и ночи кажутся такими длинными. Только задремлешь, мороз пробирается к спине под тулуп. Печурка-то греет только спереди. Завтра утром дома обогреется. Вряд ли утром. Пока сходит на график, вернется на судно, посмотрит, как дела идут, - полдня пройдет. Плавать не ему, но капитан чувствует себя ответственным за каждый винтик, каждую деталь. Он, собственно, для этого и поставлен сюда. Иной раз ска жет ремонтнику: ты в этом месте получше сделай, а в ответ слышит: «Чего болеешь за чужой пароход?» А какой он чужой? На нем будут работать его товарищи. Может, даже те, кто учился у него рыбацкому делу, а таких много. Вот уже командуют кораблями Альберт Павлович Кобец, Василий Афана сьевич Доричев. А когда работал капитаном-наставником, мало ли помогал молодым промысловикам? В группе всегда было от 25 до 35 судов. И он отвечал за успешную работу всей группы... Михаил Александрович не думал о том, что его труд заслуживает какого-то особого внимания. Обычная работа. И замечал, как все больше появляется у глаз морщин, как все труднее уснуть в короткие часы отды ха. Работа требовала энергии, нервов, и он, не задумываясь, отдавался ей полностью. Это и было главным в нем. Именно так и записано в приказе по управлению тралового флота: «В связи с 30-летием работы на флоте и за добросовестное отношение к порученному делу капитан Михаил Алексан дрович Вихарев награждается Почетной грамотой». Эта дата совпала с дру гой - 50-летием со дня рождения. Друзья-капитаны преподнесли памятный адрес, ценный подарок... У причала стоит траулер. Крутые борта краснеют от ржавчины, на палубе хлам, сиротливо блестят на скупом зимнем солнце стекла иллюмина торов. Но из помещений несется звон металла, искрится синий огонь элек тросварки, суетятся люди в черных от машинного масла телогрейках. Траулер стоит у причала. Застывший, мертвый. Но скоро люди вдох нут в него жизнь. Плавно закачается он на маленькой волне залива, развер нется курсом на норд, потом прогудит басом, прощаясь с берегом, с Михаи лом Александровичем - капитаном ремонтирующихся судов. Гззета «Рыбный Мурман» N° 36 от 21 марта 1966 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz