Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) рабль? А пока капитан должен вот так коротать ночи у печурки, нести суточ­ ную вахту. Иногда к нему заходит вахтенный матрос, пожилой, рассудитель­ ный, тоже осевший на берегу по воле врачей. Перебросятся несколькими фразами, вспомнят о прошлых плаваниях, каждый о своих. Вахтенный матрос уходит, а Михаил Александрович невольно ли­ стает странички-годы, отданные морю. Первые рейсы в 1936 году. От них остались на руках мозоли. Подробности стерлись в памяти. Работал хорошо. В тридцать седьмом капитан А. И. Стрельбицкий и помполит М. А. Элькинд дали рекомендацию в комсомол. Перед самой войной принят кандидатом в члены партии. К этому времени в кармане уже лежал диплом штурма- на-«двухсоттонника>>. Но... Капитан подносит руки ближе к печурке, несколько минут держит их, отогревая. Суровая нынче зима, от этого и ночи кажутся такими длинными. Только задремлешь, мороз пробирается к спине под тулуп. Печурка-то греет только спереди. Завтра утром дома обогреется. Вряд ли утром. Пока сходит на график, вернется на судно, посмотрит, как дела идут, - полдня пройдет. Плавать не ему, но капитан чувствует себя ответственным за каждый винтик, каждую деталь. Он, собственно, для этого и поставлен сюда. Иной раз ска­ жет ремонтнику: ты в этом месте получше сделай, а в ответ слышит: «Чего болеешь за чужой пароход?» А какой он чужой? На нем будут работать его товарищи. Может, даже те, кто учился у него рыбацкому делу, а таких много. Вот уже командуют кораблями Альберт Павлович Кобец, Василий Афана­ сьевич Доричев. А когда работал капитаном-наставником, мало ли помогал молодым промысловикам? В группе всегда было от 25 до 35 судов. И он отвечал за успешную работу всей группы... Михаил Александрович не думал о том, что его труд заслуживает какого-то особого внимания. Обычная работа. И замечал, как все больше появляется у глаз морщин, как все труднее уснуть в короткие часы отды­ ха. Работа требовала энергии, нервов, и он, не задумываясь, отдавался ей полностью. Это и было главным в нем. Именно так и записано в приказе по управлению тралового флота: «В связи с 30-летием работы на флоте и за добросовестное отношение к порученному делу капитан Михаил Алексан­ дрович Вихарев награждается Почетной грамотой». Эта дата совпала с дру­ гой - 50-летием со дня рождения. Друзья-капитаны преподнесли памятный адрес, ценный подарок... У причала стоит траулер. Крутые борта краснеют от ржавчины, на палубе хлам, сиротливо блестят на скупом зимнем солнце стекла иллюмина­ торов. Но из помещений несется звон металла, искрится синий огонь элек­ тросварки, суетятся люди в черных от машинного масла телогрейках. Траулер стоит у причала. Застывший, мертвый. Но скоро люди вдох­ нут в него жизнь. Плавно закачается он на маленькой волне залива, развер­ нется курсом на норд, потом прогудит басом, прощаясь с берегом, с Михаи­ лом Александровичем - капитаном ремонтирующихся судов. Гззета «Рыбный Мурман» N° 36 от 21 марта 1966 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz