Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Должен сказать, что работать в этой зоне надо только с буем. Этот район недостаточно изучен, в лоции совсем мало сказано о течениях. Поэто­ му, промышляя у буя, мы определяли направление течения, которое в этом районе достигает значительной скорости - до трех узлов, периодически ме­ няя и скорость, и направление... По нашим наблюдениям, рыба держится в местах стыка теплых и холодных вод. Это известно из опыта облова сельди. У кромки льда созда­ ется разность температур воды, и здесь концентрируется рыба. Чем ближе к кромке льда, тем лучше показания приборов и, соответственно, увеличива­ ются уловы... Время траления доходило до 3-х часов по хорошим глубинам, то есть от 80 до 110 метров, подтираний тралового мешка не наблюдалось. Тралы у нас 25-метровые, кабели по 40 метров. Ваеров давали 200 сажен. На правом борту по центру подборы у нас стоят 500-миллиметровые бобин- цы... Находясь в одном районе с траулером «Кинешма», мы вызвали его экипаж на соревнование по выполнению рейсового задания. Он вызов при­ нял. Установив контакт, я и капитан тов. Бабин начали ежедневно беседо­ вать в эфире, информировать друг друга о ходе промысла, о встречающих­ ся трудностях, сообщая друг другу о лучших концентрациях рыбы. Уловы доходили до 3-5 тонн за траление. Была поставлена задача - не допускать ни одной минуты простоя, ни одной минуты лежания в дрейфе из-за уборки рыбы, сохранить высокое качество рыбопродукции. ...Экипаж «Костромы» справился с рейсовым заданием, доставив в порт 110 тонн рыбы, 12 000 банок консервов. Гззета «Рыбный Мурман» № 131 от 3 ноября 1959 года. ОЧЕРК Ю. ВИЗБОРА О РЕЙСЕ НА «КОСТРОМЕ» Из статьи Олега Химаныч Очерк лишен возвышенной риторики, но в описании рыбацких буд­ ней автор остался поэтом. Скажем, начало пути - Кольский залив у него: «круглосуточный парад судов, дорога встреч, улица встреч, по которой идешь на работу...». И дальше от Мурманска: «Вода вдоль северных бере­ гов Норвегии людна и оживленна, как субботний проспект»... «Справа море, слева море, впереди и сзади море, посередине - наша рубка. Со всех сторон горизонт», - это уже говорится о районе промысла. Здесь Визбор тоже нахо­ дит любопытные образы: «мачты, воткнутые в серые низкие облака», «море, заросшее корабельными трубами», «вершины волн - казацкие гривы», «ку­ ски моря, падающие на палубу»... В ту пору на «Костроме» капитанил Иван Харитонович Василенко. Визбор не пишет его портрет, но с самого начала представляет кратко и однозначно - замечательный человек. И дальше мы сами в том убеждаем­ ся - как в будничных эпизодах путины, так и в часы на редкость свирепого шторма. Рассказывая об экипаже, Визбор очень немногословен, говорит о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz