Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) С установлением на Севере советской власти 10 марта 1920 года Архгубревком, губсовнархоз и губпродком принимают постановление о национализации предприя тий рыбной промышленности и создании Беломорского управления рыбозвериными промыслами. Этой организации и чено налаживание и развитие государственной рыбной промышленности на Севере, а в первую очередь - восстановление разваленных кустарных рыбозвериных промыслов. В оперативном отделе созданного Управления был подотдел тралового лова, в ведение которого и передали 13 отчуж денных траулеров: 6 - рыбопромышленника Беззубикова, 6 - губернского Центросоюза и еще один, чуть позже, от частной научно-промысловой компании (траулер «Дельфин» экспедиции Аверинцева). Этот подотдел и ведал эксплуатацией тринадцати национализированных траулеров, то есть занимался вопросами снабжения, комплектования команд, плани рованием промысла, учетом уловов, товарно-материальных ценностей и многими-многими другими. Выступать от имени Управления по всем во просам промыслового дела поручили капитану Ивану Павловичу Буркову. Началась хлопотливая и нелегкая подготовка флотилии к выходу на про мысел. Механические мастерские Архангельска не справлялись с необхо димым объемом работ, и траулеры пришлось ремонтировать по очереди: полностью готовили одно судно, а затем переходили на другое. В навигацию 1920 года судам молодого тралфлота не удалось по работать в полную силу. Сказались затруднения с углем и промысловым снаряжением. Траулеры сумели сделать по три-пять рейсов. Средний вылов на судно составил тогда 8400 пудов (135 тонн). В навигацию 1921 года траулеры выходили в море не только под номерами, но и с присвоенными им названиями. Вместо прежних, дорево люционных типа «Грумант», «Надежда», «Мезень», «Патрон», траулеры по лучили названия рыб, за что моряки окрестили флот «рыбьей флотилией». При этом один, Т-30, получил нехарактерное имя - «Лучинский» - в память о погибшем в марте 1921 года поэте и революционере Чумбарове-Лучинском'. Почему особое имя было присвоено именно этому траулеру? Именно он от крыл навигацию 1920 года. Кроме того, по сравнению с другими траулерами Т-30 был в лучшем техническом состоянии, располагал более мощной ма шиной - 600 л. с. * Короткой и яркой была жизнь Федора Лучинского, чьим именем при советской власти были названы улицы в Мурманске и Архангельске. В марте 1920 года с войсками Красной ар мии вошел он в освобожденный от интервентов Мурманск, был избран секретарем городской организации РКП(б). Затем создавал Пролеткульт и издавал губернскую газету в Архангель ске. Как участник X съезда партии, 17 марта 1921 года во время штурма Кронштадта погиб (утонул в полынье). В нем, поэте и бойце, воплотились характерные черты молодого поколе ния революционеров: Словом пламенным, железом и огнем Наши зданья светозарные скуем... Будет воля, будет сила из огня. Яркость нашего стремительного дня!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz