Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I ) крае вылавливалось 3-4 млн. центнеров рыбы - больше, чем в Черном, Балтийском, Белом и Баренцевом морях вместе взятых. К 1914 году в рыб­ ной промышленности Каспийского бассейна было занято 190 тыс. человек- несоизмеримо больше, чем в Беломорье. Трудно сказать, что заставило купца Беззубикова начать свое дело на Севере, в Архангельске. Наверное, такой уж была натура этого деятель­ ного промышленника. Рискуя, но вместе с тем и видя выгоду вкладывания средств в рыбодобычу, фирма «Беззубиков и сыновья» вместе с местными кооператорами, отделением Центросоюза, взяли в аренду 12 минных траль­ щиков английской постройки - у командования Флотилии Северного Ледо­ витого океана (ФСЛО), очевидно, не было средств на ремонт этих кораблей для использования их в военных целях. Переоборудовав суда для промысла, арендаторы едва успели ис­ пользовать свой траловый флот в навигацию 1919 года - до наступления зимы траулеры сделали по 2-3 рейса в район Канинского мелководья. Ло­ вили на авось, уловы были маленькими. Осенью из-за отсутствия топлива все 12 траулеров встали на зимовку. Шесть из них (фирмы Беззубикова) обосновались на восточном побережье Мурмана в Порчнихе, а суда Архан­ гельского Центросоюза - в Порт-Владимире на западном Мурмане. Там на зимовку остались и несколько десятков русских промысловиков, которые готовили суда к навигации 1920 года. Иностранные специалисты уехали. Для обслуживания траулеров на зиму 1919-1920 годов в Порчнихе было 48 человек, в Порт-Владимире - 37. Среди них известные впоследствии на Мурмане люди: капитан Ф. М. Михов, тралмейстер Ф. Е. Шамалуев, механик И. В. Анкудинов... ★ ** Как видим, все три купца-капиталиста, рискнувших вложить свои средства и усилия в организацию тралового промысла на Мурмане, были не из местных богатеев: Масленников из Саратова, Спаде из Латвии, Без­ зубиков из Астрахани. Поморские купцы не рисковали и вкладывали деньги в уже отлаженный бизнес, занимаясь скупкой-продажей рыбы, доставкой наживки ловцам-промышленникам, развивая транспортные морские услуги. С установлением на Севере советской власти и национализацией имуще­ ства, в том числе и рыболовных траулеров, новая власть предприняла оче­ редную попытку наладить траловый промысел.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz