Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) рах тралфлотовских домов на проспекте Сталина. Но страх за свою жизнь и жизнь своих близких оставался... Расскажу о своем отце. Сергей Степанович Георги после окончания Одесского морского техникума (1941) работал помощником капитана в Ка спийском морском пароходстве, в годы войны водил баржи с продовольстви ем из Ирана в Баку. В послевоенное время ходил на судах торгового флота в Германию, Англию, США, Турцию. С 1948 года в Мурманске - штурман в Морзверрыбпроме, с 1949-го - в тралфлоте: штурман, капитан РТ. Обыч ная для тех лет биография. Когда отца уже не было в живых, мне удалось заглянуть в его личное дело из архива МТФ. Потертая бумажная папка с тесемками хранила пять десятков «разнокалиберных» листов: стандартную анкету при приеме на работу, написанные в разные годы подробные авто биографии, характеристики, аттестации, выписки из приказов... Признаться, отца я знал мало: пока учился в школе - он ходил в море, на берегу бывал редко, в отпуск мама с папой обычно ездили без меня. Умер папа рано - не выдержало сердце (сказались капитанские бессонные ночи и тревоги). И вот я, читая служебные характеристики отца, вдруг понял, что передо мной два разных человека. Один «траловое дело осваивает, но ор ганизаторскими способностями не обладает», «в обращении очень вежлив, но авторитетом не пользуется», «судовождение знает хорошо, но повыше нием своего идейно-политического уровня не занимается»... Второй «дисци плинирован и исполнителен», «организацию службы знает и море любит», «в работе внимателен, спокоен и аккуратен, обладает организаторскими и административными способностями», «морально устойчив, политически развит», «в обращении тактичен, к нуждам личного состава внимателен и отзывчив»... В чем дело, почему такая разница в оценках? Смотрю на даты: один человек, который «повышением своего идейно-политического уровня не за нимается», работал на флоте до 1953 года; второй, который «политически развит», - после. Вот тебе и разгадка, ведь в 1953 году не стало «вождя всех времен и народов»! В детстве я слышал родительские разговоры о том, что одну стар шую сестру отца, тетю Нину, сослали в лагеря, вторую лишили работы, тре тью... За что? За то, что бабушка была из небедной семьи коннозаводчиков в греческой колонии под Одессой, а дед турецкоподданным? Трудно сказать, но «очередь в лагеря» явно уже подходила к младшему брату Сергею, успев шему в составе экипажей кораблей побывать в капиталистических странах. И отец бросает работу в торговом флоте, оставляет любимую Одессу и уез жает куда подальше - в Мурманск. Уезжает с призрачной надеждой оття нуть срок ареста. И с этим висящим над головой «дамокловым мечом» отец работает на Севере, поначалу особо не утруждая себя службой на флоте. И только смерть Сталина позволяет молодому штурману расправить плечи, отбросить страх и почувствовать себя полноценным гражданином страны: вступить в партию, стать капитаном, а выведя свой траулер в передовые, перейти на отстающее судно...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz