Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Повторим: малый траулер кормового траления «Новатор» был соз­ дан и испытан в экспериментальной базе МТФ. В этой работе участвовали наши инженеры и капитаны. Судно было построено на Мурманской судо­ верфи. Опыт эксплуатации «Новатора» позволил разработать технические требования, которые были переданы российским, английским и немецким проектировщикам. Немецкий проект оказался наиболее совершенным, и фирмы Германии стали строить первую в мире серию БМРТ. К началу 1950-х годов бортовая схема траления, с приходом в состав МТФ больших рыболовных траулеров (БРТ) типа «Кремль», достигла верши­ ны своего развития, но не ликвидировала присущие этой схеме недостатки. Используя метод бортового траления, суда должны быть низкобортными, по­ этому разделка улова могла производиться только на палубе. При длитель­ ных автономных рейсах практически исключалась другая форма консерва­ ции улова, кроме посола, что ограничивало ассортимент вырабатываемой продукции. Эта схема не позволяла качественно улучшить и облегчить труд моряков и условия их проживания на судне. БМРТ принес с собой характерные изменения практически во всем: от процесса добычи рыбы до обслуживания судов в порту. В ходе освоения траулера такого типа понадобилось сконструировать новые тралы (сначала донный, а потом разноглубинный), спроектировать новые траловые доски и другие приспособления, научить экипажи грамотно эксплуатировать эти более сложные суда и, наконец, осваивать новые районы промысла и виды промысловых рыб. В порту строились причалы для базирования крупнотоннажных су­ дов, развивались мощности по производству картонной тары, строились хо­ лодильники для хранения мороженой рыбы, расширялся рефрижераторный подвижной состав на железной дороге, увеличивались емкости для хране­ ния топлива, усовершенствовались и развивались дополнительные мощно­ сти на Мурманской судоверфи. То есть появление нового, прогрессивного способа производства повлекло за собой качественные изменения в дея­ тельности обслуживающих отраслей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz