Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Глава 7. Послевоенное строительство Очень скоро после этих переговоров министру Александру Ишкову и его коллегам удалось разместить заказ на строительство 24 судов класса «Пушкин» на западногерманской верфи Howaldtswerke в Киле. Как русские завладели всеми документами, остается загадкой до сих пор, но официаль но они не заплатили за них ни копейки. Автор одной из книг прямо заявляет: «Русские инженеры ухитрились сложить вместе отдельные кусочки, полу ченные разными путями. Возможно, комнаты в гостинице были оборудованы „жучками”, а все документы были просмотрены». В другой книге англичане пишут: «Вероятно, советскому руководству, которое было слишком занято проблемой скорейшей постройки траулеров для работы в удаленных рай онах, некогда было возиться со столь ничтожными делами, касающимися таких беспокойных капиталистических тонкостей, как патенты или опреде ления сборов морских архитекторов...» Так или иначе, но в одно прекрасное утро, когда «Fairtry» в царствен ном одиночестве среди обычных бортовых траулеров проводил уже свое третье лето пребывания на промысле в Атлантике, исполняющий обязанно сти капитана Джим Читер получил самое большое потрясение в своей жиз ни. Он вспоминает: «На горизонте неожиданно появилось большое судно. Я не мог поверить своим глазам - то точно было „Fairtry”! Когда судно по дошло еще ближе, тайна раскрылась: его имя было „Пушкин” и за кормой развивался советский флаг!» ★ ★ Наверное, британский капитан Джим Читер удивился бы еще боль ше, увидев через несколько лет в промысловых квадратах Северо-западной Атлантики десятки советских траулеров-заводов. Появление принципиально новых, крупных, технически более совершенных рыбопромысловых судов открыло перед Мурманским траловым флотом возможности для увеличения добычи рыбы, расширения ассортимента и улучшения качества рыбной про дукции. БМРТ могли совершать длительные рейсы и доставлять в Мурманск из каждого плавания свыше 600 тонн рыбной продукции. - История знает немало случаев, когда русский гений неожиданно приносил сюрпризы своим надменным недавним учителям, - пишет руко водитель ВРПО «Севрыба» в 1980-е годы М. И. Каргин. - Ярким приме ром подобного рода и было внедрение в практику мирового рыболовства кормового траления. Вспомним: на заре развития тралового лова на Се вере первым владельцам траулеров приходилось нанимать тралмейсте ров за границей, которые высокомерно заявляли, что русские никогда не научатся траловому делу. И вот, по прошествии каких-то 40 лет, пережив неимоверные трудности и победив в тяжелейшей войне, северные рыба ки приступили к освоению биологических богатств Мирового океана, ис пользуя новую технику, изобретателями и разработчиками которой стали они сами'. Каргин М. И. Океанская вахта. Мурманск, 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz