Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Глава 7. Послевоенное строительство *** На этом, казалось бы, можно поставить точку и перейти к следующей главе нашего повествования. Но последние годы, уже XXI века, принесли новую информацию по этой теме: рассекреченные иностранные источники в изложении западных специалистов запестрели сенсационными сведениями о создании первого советского БМРТ. Что ж, попробую их пересказать . В начале XX века в Шотландии некий владелец китобойного флота строит плавбазу с кормовым слипом, по которому кита затягивают внутрь судна для переработки. Однако вскоре китобойный бизнес идет на спад. Сокращается и траловый промысел в прибрежных водах. Большая часть улова английских траулеров начала поступать из Баренцева моря и восточ ных окраин банок Ньюфаундленда. При увеличении сроков доставки охла ждаемая льдом рыба находится в трюмах до 22 суток, хотя максимальный срок, по английским правилам, не должен превышать 17 дней. Что делать? Да, уже известна технология быстрого замораживания, обеспечивающая высокое качество продукции и ее длительное хранение. Но для использо вания рефрижераторных трюмов на судах должен быть цех с машинами по разделке рыбы и выпуску конечной продукции для заморозки, что, в свою очередь, требует большей численности экипажа. То есть для размещения оборудования и жилых помещений надо увеличить размеры судна и, в свою очередь, высоту борта, что создает значительные сложности для бортового траления... И вот владелец оставшегося не у дел китобойного флота встречается с хозяином фирмы, выпускающей компактные морозильные установки для работы в судовых условиях. В результате этого знакомства в конце 1940-х годов появляется судно кормового траления, которое ведет эксперименталь ный лов в Северном море. Эксперимент проходит настолько удачно, что на судоверфи в Абердине в 1954 году создается принципиально новое судно - большой морозильный траулер-завод под названием «Fairtry» водоизмеще нием порядка 3500 тонн и мощностью дизельной установки 2200 л. с. В СССР внимательно следили за этими работами. По некоторым данным, после закладки траулера-завода в Абердине проект судна был продан в интересах СССР, где он реализовался через 2 года в виде БМРТ типа «Пушкин» в Киле, а чуть позже в БМРТ типа «Маяковский» на отече ственных судостроительных заводах. Далее использована информация из статьи «Неизвестные страницы в истории создания первого БМРТ» Д. Е. Левашова и Т. В. Тишковой. Сборник «Вопросы рыболовства». М., 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz