Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Инженер-механик В. М. Каменцев (на фото начала 1950-х годов) произвел расчет мощностей судовых механизмов траулера кормового траления. Владимир Михайлович после окончания судомеха­ нического факультета Московского технического института рыбной промышленности и хозяйства (1950) работал инженером, начальником конструк­ торского бюро, главным инженером МТФ, затем в главке «Севрыба». С 1962 года он в главном рыб­ ном ведомстве страны: заместитель, министр рыб­ ного хозяйства СССР. С 1986 года - заместитель председателя Совета Министров СССР. ь u 7 ' ' " 1 Игорь Ростиславович Матросов (на фото) был главным инженером МЭБ с 1945 года. Автор ряда изобретений («заце- пистый» якорь Матросова знают все моряки мира), он создал промысловую схему первого отечественного судна кормового траления, стал соавтором проекта траулера «Новатор». Сложная судьба выпала на долю этого талантливого человека. По­ сле окончания в 1926 году Ленинградского промышленного техникума, он 10.04.1930 года был арестован, осужден по статьям 58-10 («пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению со­ ветской власти...» и 58-11 («всякого рода органи- П С і / / зационная деятельность...») к трем годам лагерей. Внук И. Р. Матросова Игорь Смирнов сообщил ав- тору-составителю этой книги: «Я долго переписывался с ФСБ, было из­ вестно, что дедушка был репрессирован в 1930-х годах. Только на днях удалось ознакомиться с его делом. Реабилитировали его в 1989 году. В 1950-м ему было отказано в снятии судимости, но благода- . И. Р. Матросов ря предпринятой попытке у нас появилась инфор- у мация о том, где он жил и работал до 1950-го года, все его передвижения Архангельск-Ленинград-Москва-Астрахань-Мурманск (ему пришлось со­ брать огромное количество справок). Думаю, если бы он подавал заявление после смерти Сталина, то шансов на снятие судимости было бы больше. Но он дико ненавидел Советскую власть и махнул на все рукой. Воспоминаний его нет, он ни о чем не рассказывал, а о его судимо­ сти мама узнала уже от бабушки гораздо позже его смерти». Опыт мурманских специалистов был использован при создании про­ ектов отечественных крупнотоннажных траулеров. Первые суда с кормовым тралением по заказу нашей страны и под наблюдением советских инжене­ ров построила западногерманская фирма «Ховальдс Верке». Головным был БМРТ «Пушкин».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz