Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Инженер-механик В. М. Каменцев (на фото начала 1950-х годов) произвел расчет мощностей судовых механизмов траулера кормового траления. Владимир Михайлович после окончания судомеха нического факультета Московского технического института рыбной промышленности и хозяйства (1950) работал инженером, начальником конструк торского бюро, главным инженером МТФ, затем в главке «Севрыба». С 1962 года он в главном рыб ном ведомстве страны: заместитель, министр рыб ного хозяйства СССР. С 1986 года - заместитель председателя Совета Министров СССР. ь u 7 ' ' " 1 Игорь Ростиславович Матросов (на фото) был главным инженером МЭБ с 1945 года. Автор ряда изобретений («заце- пистый» якорь Матросова знают все моряки мира), он создал промысловую схему первого отечественного судна кормового траления, стал соавтором проекта траулера «Новатор». Сложная судьба выпала на долю этого талантливого человека. По сле окончания в 1926 году Ленинградского промышленного техникума, он 10.04.1930 года был арестован, осужден по статьям 58-10 («пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению со ветской власти...» и 58-11 («всякого рода органи- П С і / / зационная деятельность...») к трем годам лагерей. Внук И. Р. Матросова Игорь Смирнов сообщил ав- тору-составителю этой книги: «Я долго переписывался с ФСБ, было из вестно, что дедушка был репрессирован в 1930-х годах. Только на днях удалось ознакомиться с его делом. Реабилитировали его в 1989 году. В 1950-м ему было отказано в снятии судимости, но благода- . И. Р. Матросов ря предпринятой попытке у нас появилась инфор- у мация о том, где он жил и работал до 1950-го года, все его передвижения Архангельск-Ленинград-Москва-Астрахань-Мурманск (ему пришлось со брать огромное количество справок). Думаю, если бы он подавал заявление после смерти Сталина, то шансов на снятие судимости было бы больше. Но он дико ненавидел Советскую власть и махнул на все рукой. Воспоминаний его нет, он ни о чем не рассказывал, а о его судимо сти мама узнала уже от бабушки гораздо позже его смерти». Опыт мурманских специалистов был использован при создании про ектов отечественных крупнотоннажных траулеров. Первые суда с кормовым тралением по заказу нашей страны и под наблюдением советских инжене ров построила западногерманская фирма «Ховальдс Верке». Головным был БМРТ «Пушкин».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz