Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) ведующий промышленным отделом только что со­ зданной газеты «Рыбный Мурман» Виталий Кирил­ лович Ковалев. Именно этого журналиста специа­ листы называли «катализатором рыбной промыш­ ленности». Эти люди упорно доказывали: нужен траулер, на котором улов поднимался бы с кормы, а его обработка велась в закрытом помещении - на рыбофабрике. 8 июля 1949 года вышел в свой первый рейс малый кормовой траулер «Новатор». До конца года на нем было успешно произведено около ста кор­ мовых тралений, а в 1950 году - 70. На «Новаторе» капитаном был Лазарь Ва­ сильевич Морозов, мастера по добыче - Федор Ан­ дреевич Родионов и Яков Петрович Турков, старший механик Петр Павлович Тюрдеев. Они творили чудеса, проявили немало смекалки и изобретательно­ сти в экспериментальных рейсах при испытании тралов новых конструкций, стопор-блоков и автомата механического приема-отдачи траловых досок, приборов, регистрирующих вертикальное и горизонтальное раскрытие тра­ ла, овальных траловых досок... И все это —впервые! На «Новаторе» прошла проверку и первая отечественная гидравлическая траловая лебедка —пра­ родительница современных лебедок. Тралы, испытанные на «Новаторе», во многом послужили основой для орудий лова, применяющихся на современ­ ных рыболовных судах разных классов. А в каких условиях проводились 30 лет назад испытания кормовой схемы? Тут тоже помогла смекалка бывалых рыбаков и инициативных, влю­ бленных в свое дело новаторов. Конечно, никакого специального испыта­ тельного бассейна не было. Роль «гидродинамической трубы» сыграло устье Кислой губы. Сейчас трудно установить, кто подал эту идею. Поморы давно знали строптивый характер губы: во время приливов и отливов вода там прорывается через узкость с бешеной скоростью. Этим и воспользова­ лись испытатели. В удобный момент «Новатор» входил в губу, судно прочно закрепляли тросами (якоря не выдержали бы, да и работам создали бы по­ меху), а затем начинали испытания тралов, причем в натуральную величи­ ну. А скорость потока воды соответствовала скорости движения траулера во время промысла. И проверка траловых досок - как они идут при спуске, ложатся на грунт, их угол атаки - производился в естественных условиях. Тарировали и уникальные по тому времени приборы для определения рас­ крытия трала в воде. Все делалось руками немногих энтузиастов, которые шли непрото­ ренным путем. Их верными помощниками были опытные промысловики, ви­ девшие в испытаниях новшеств на «Новаторе» будущее рыболовного флота не только Севера, но и всей страны. Это небольшое испытательное судно покинуло строй в 1956 году —необходимость в нем отпала: эксперименты можно было проводить уже на крупных современных траулерах. А судьба

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz