Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) ведующий промышленным отделом только что со зданной газеты «Рыбный Мурман» Виталий Кирил лович Ковалев. Именно этого журналиста специа листы называли «катализатором рыбной промыш ленности». Эти люди упорно доказывали: нужен траулер, на котором улов поднимался бы с кормы, а его обработка велась в закрытом помещении - на рыбофабрике. 8 июля 1949 года вышел в свой первый рейс малый кормовой траулер «Новатор». До конца года на нем было успешно произведено около ста кор мовых тралений, а в 1950 году - 70. На «Новаторе» капитаном был Лазарь Ва сильевич Морозов, мастера по добыче - Федор Ан дреевич Родионов и Яков Петрович Турков, старший механик Петр Павлович Тюрдеев. Они творили чудеса, проявили немало смекалки и изобретательно сти в экспериментальных рейсах при испытании тралов новых конструкций, стопор-блоков и автомата механического приема-отдачи траловых досок, приборов, регистрирующих вертикальное и горизонтальное раскрытие тра ла, овальных траловых досок... И все это —впервые! На «Новаторе» прошла проверку и первая отечественная гидравлическая траловая лебедка —пра родительница современных лебедок. Тралы, испытанные на «Новаторе», во многом послужили основой для орудий лова, применяющихся на современ ных рыболовных судах разных классов. А в каких условиях проводились 30 лет назад испытания кормовой схемы? Тут тоже помогла смекалка бывалых рыбаков и инициативных, влю бленных в свое дело новаторов. Конечно, никакого специального испыта тельного бассейна не было. Роль «гидродинамической трубы» сыграло устье Кислой губы. Сейчас трудно установить, кто подал эту идею. Поморы давно знали строптивый характер губы: во время приливов и отливов вода там прорывается через узкость с бешеной скоростью. Этим и воспользова лись испытатели. В удобный момент «Новатор» входил в губу, судно прочно закрепляли тросами (якоря не выдержали бы, да и работам создали бы по меху), а затем начинали испытания тралов, причем в натуральную величи ну. А скорость потока воды соответствовала скорости движения траулера во время промысла. И проверка траловых досок - как они идут при спуске, ложатся на грунт, их угол атаки - производился в естественных условиях. Тарировали и уникальные по тому времени приборы для определения рас крытия трала в воде. Все делалось руками немногих энтузиастов, которые шли непрото ренным путем. Их верными помощниками были опытные промысловики, ви девшие в испытаниях новшеств на «Новаторе» будущее рыболовного флота не только Севера, но и всей страны. Это небольшое испытательное судно покинуло строй в 1956 году —необходимость в нем отпала: эксперименты можно было проводить уже на крупных современных траулерах. А судьба
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz