Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Глава 7. Послевоенное строительство назначен главным капитаном флота Управления прибрежного промысла треста «Мурманрыба». Рационализировал основной тип судов прибрежного промысла, так называемые «касатки». В 1941 году Мурманская судоверфь приступила к постройке двух мотоботов композитной конструкции по проек ту Васильева. В первые дни Великой Отечественной войны вынужден был покинуть Мурманск, как имеющий судимость. Переехал в Астрахань, где был назначен старшим аварийным инспектором и старшим преподавателем Астраханского рыбвтуза. Организовал постройку буеров и возглавил транспортную буерную бригаду для перевозки рыбы по льду Волги с промысла в город. В 1942 году в составе группы работников рыбной промышленности был направлен в Си бирь для освоения новых рыбопромысловых районов: инженер Таймырского госрыбтреста, затем главный инженер Игарской судоверфи. Организовал по стройку 2000 рыболовных лодок поточным скоростным методом... В 1945 году Н. Я. Васильев назначается начальником Мурманской экспериментальной рыболовной базы (МЭБ), которая из состава Кольско го госрыбтреста была передана в ведение тралфлота. Вскоре к опытным работам базы по внедрению «касатки» Васильева, по совершенствованию орудий лова и апробации новых методов промысла добавились разработки по конструкции траулера кормового траления*. В феврале 1948 года Васильев сделал доклад на техсовете трал флота на тему «Траулер нового типа», представив необходимые эскизы и расчеты судна. Доклад получил отрицательную оценку. Тогда, заручившись дополнительными аргументами, Николай Яковлевич выступил в апреле 1948 года с аналогичным докладом на техсовете Минрыбхоза. Техсовет ми нистерства постановил «организовать разработку технических заданий на проектирование нового типа траулера с кормовым тралением и составление предэскизного проекта с использованием материалов доклада и привлече ния для работы Мурманской экспериментальной базы». Одновременно было предложено МЭБ переоборудовать одну из недостроенных «касаток» нового типа в малый кормовой траулер... - Еще в конце Великой Отечественной войны в Умбе (на юге Кольско го полуострова) началось строительство деревянных судов типа «касатка», - вспоминает журналист газеты «Рыбный Мурман» Павел Алексеевич Бы- строумов. - Коллектив экспериментальной базы МТФ получил такое судно, и оно было переоборудовано на Абрам-мысских судоремонтных мастерских под кормовик. Новой схеме соответствовало и промысловое вооружение. Назвали новый малый траулер «Новатором», как бы утверждая его назна чение. Страстными поборниками кормового траления были: руководитель работ Николай Яковлевич Васильев, широко известный капитан Кирилл Александрович Патон и сотрудник газеты «За высокие уловы», а затем за* Здесь и далее использована информация из писем племянника Н. Я. Васильева А. В. Нижегородова (nizhegoropdov@gmail.com) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz