Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Что скажешь, уважаемый читатель? На мой взгляд - просто, как все гениальное! Автор данной статьи примеривает ахтертрал к существующим в 1940-е годы траулерам, он высчитывает, сколько человек высвободит новый трал, насколько производительней станет труд рыбообработчиков, надеет ся, что данное предложение заинтересует «судопроектные организации и органы Министерства рыбной промышленности». Можно лишь предполо жить, что Кирилл Александрович Патон здесь явно поскромничал, а сам в планах уже видел мощные ахтертраулеры, этакие рыбодобывающие и ры бообрабатывающие заводы в океане. Но для первой газетной публикации достаточно и сказанного, дальнейшее пока лишь фантастика... Революционные преимущества кормового траления одним из первых увидел начальник Мурманской экспериментальной базы (МЭБ) тралфлота Н. Я. Васильев, который, прочитав статью Патона об «ахтертраулере», пред ложил автору идеи совместную работу на МЭБ по внедрению нового метода. Капитан вежливо отказался, сославшись на то, что он не судостроитель, но добавил, что не будет возражать, и даже будет приветствовать, если база сама разработает его идею. Прежде чем продолжить наше повествова ние, следует рассказать о Николае Яковлевиче Васильеве (на фото), чье имя в истории рыбной отрасли Севера до последнего времени находи лось в тени. Только сухое перечисление биографи ческих сведений впечатляет: в 1908 году окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания с большой золотой медалью; в годы Первой миро вой войны - капитан, флаг-офицер штаба транс портной флотилии Балтийского моря; в 1919-1920 годы - помощник Главного командира всех воен но-морских портов реки Волги и Каспийского моря. Организатор Балтийского пароходства и председа тель его правления, «крестный отец» легендарного учебного парусника «Товарищ»... С 1926 года ра бота Н. Я. Васильева связана с проектированием и судостроительством: ге неральный уполномоченный Совторгфлота по новому судостроению, затем заместитель председателя правления Ленинградского Судотреста, управля ющий Судопроектом. Им были разработаны технико-экономические зада ния на постройку первых советских лесовозов и теплоходов-рефрижерато- ров для Лондонской линии... В 1930 году Васильев был арестован, осужден на 10 лет лагерей. Работал начальником Повенецкой водной базы на строительстве Беломор ско-Балтийского канала, затем на Пиндушской судоверфи, где организовал постройку первого морского лихтера, был капитаном парусно-моторной шхуны «Новые Соловки»... После досрочного освобождения стал работать в рыбной промышленности (вернуться в торговый флот не мог как имеющий судимость). В сентябре 1935 года по рекомендации лагерного начальства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz