Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Что скажешь, уважаемый читатель? На мой взгляд - просто, как все гениальное! Автор данной статьи примеривает ахтертрал к существующим в 1940-е годы траулерам, он высчитывает, сколько человек высвободит новый трал, насколько производительней станет труд рыбообработчиков, надеет­ ся, что данное предложение заинтересует «судопроектные организации и органы Министерства рыбной промышленности». Можно лишь предполо­ жить, что Кирилл Александрович Патон здесь явно поскромничал, а сам в планах уже видел мощные ахтертраулеры, этакие рыбодобывающие и ры­ бообрабатывающие заводы в океане. Но для первой газетной публикации достаточно и сказанного, дальнейшее пока лишь фантастика... Революционные преимущества кормового траления одним из первых увидел начальник Мурманской экспериментальной базы (МЭБ) тралфлота Н. Я. Васильев, который, прочитав статью Патона об «ахтертраулере», пред­ ложил автору идеи совместную работу на МЭБ по внедрению нового метода. Капитан вежливо отказался, сославшись на то, что он не судостроитель, но добавил, что не будет возражать, и даже будет приветствовать, если база сама разработает его идею. Прежде чем продолжить наше повествова­ ние, следует рассказать о Николае Яковлевиче Васильеве (на фото), чье имя в истории рыбной отрасли Севера до последнего времени находи­ лось в тени. Только сухое перечисление биографи­ ческих сведений впечатляет: в 1908 году окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания с большой золотой медалью; в годы Первой миро­ вой войны - капитан, флаг-офицер штаба транс­ портной флотилии Балтийского моря; в 1919-1920 годы - помощник Главного командира всех воен­ но-морских портов реки Волги и Каспийского моря. Организатор Балтийского пароходства и председа­ тель его правления, «крестный отец» легендарного учебного парусника «Товарищ»... С 1926 года ра­ бота Н. Я. Васильева связана с проектированием и судостроительством: ге­ неральный уполномоченный Совторгфлота по новому судостроению, затем заместитель председателя правления Ленинградского Судотреста, управля­ ющий Судопроектом. Им были разработаны технико-экономические зада­ ния на постройку первых советских лесовозов и теплоходов-рефрижерато- ров для Лондонской линии... В 1930 году Васильев был арестован, осужден на 10 лет лагерей. Работал начальником Повенецкой водной базы на строительстве Беломор­ ско-Балтийского канала, затем на Пиндушской судоверфи, где организовал постройку первого морского лихтера, был капитаном парусно-моторной шхуны «Новые Соловки»... После досрочного освобождения стал работать в рыбной промышленности (вернуться в торговый флот не мог как имеющий судимость). В сентябре 1935 года по рекомендации лагерного начальства

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz