Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
2. Траулер кормового траления Мурманский траловый флот (том I) Техническая революция промысла рыбы тра лом в нашей стране четко делится на два этапа. Первый: с 1920-х до середины 1950-х годов. Это пе риод бортовых паровых РТ, использующих уголь, а позже мазут в качестве топлива. С 1955 года начал ся второй этап, который продолжается до сих пор - промысел на судах кормового траления. При этом сама идея кормового траления зародилась в Мурман ском траловом флоте. Впервые ее выдвинул капитан К. А. Патон, а флотские инженеры и конструкторы ис пытали этот способ на практике. Кирилл Александрович Патон (на снимке 1940-х годов) окончил Одесский морской техникум (1924). С 1944 года в Мурманске: старший помощник, дублер капитана, с 1946-го - капитан, капи- тан-наставник на промысловых судах МТФ. Первые послевоенные годы ру ководил командой РТ «Мудьюжанин». Экипаж этого траулера стал первым на Северном бассейне, где закрепились постоянные кадры и, следователь но, повысилась квалификация моряков. В ноябре 1946 года передовой капитан выступил в газете «Полярная правда» со статьей, в которой предлагал создать судно кормового траления. Эта небольшая по объему статья называлась «Ахтертраулер - новый тип рыболовного корабля» и была опубликована под рубрикой «Какие корабли нужны рыбному Мурману». К. А. Патон Г Ахтертраулер - новый тип рыболовного корабля «В промышленности и в сельском хозяйстве с каждым годом все шире внедряются технические усовершен ствования, во много раз увеличива ющие производительность и облег чающие труд. Но есть еще отрасли, где техника мало двинулась вперед. К ним можно отнести и нашу рыбо добывающую промышленность. В з я ть х о тя бы траловый лов. И сами траулеры, даже последних лет постройки, и вся техника тралового лова, за исключением незначитель ных изменений, почти полностью сохранилась такой, какой она была 20-30 лет назад. Техника работы с Чь-.,"*4»;—,.— .___ тралом, заставляющая прекращать промысел уже при ветре в 6 баллов, работа команды у трала и при уборке рыбы на низкобортной палубе, под ледяными брызгами частых штор мов, вынос на борт добытой рыбы, неполное использование всех от ходов рыбы для выработки субпро дукции, неполноценность самой ры бообработки - вот основные отри цательные моменты современного тралового лова. К этому надо добавить, что быто вые условия для команд на траулерах оставляютжелать много лучшего. Надо сказать, что на судах, to -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz