Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) 22 апреля 1947 года на принципах хозрасчета в системе треста «Севрыба» было образовано Архангельское управление тралового флота. Поначалу в составе во второй раз официально созданного АТФ было всего 12 старых судов. При этом зимой архангельские траулеры базировались в Мурман ске. В дальнейшем оба траловых флота стали пополняться новыми, более мощными судами. - В 1949 году на судах тралфлота вновь стал внедряться хозрасчет, - пишут авторы книги по истории МТФ А. А. Киселев и А. И. Краснобаев. - Капитаны траулеров получили задание покончить с бесхозяйственностью и расточительностью. Каждый траулер получал годовое задание с раз бивкой по кварталам. Экипаж знал, сколько рыбы требуется выловить, какого ассортимента и каким сортом сдать ее. Хозрасчет подразумевал борьбу за снижение себестоимости рыбы, за повышение производитель ности труда, за рентабельность каждого корабля. Однако в конце 1940-х годов, так же как до войны, ввести хозрасчет на всех судах не удалось. Причин было много, но основной явилась организационная неразбериха: себестоимость, прибыль, рентабельность зачастую на судах не учитыва лись, капитаны и экипажи попросту не знали, каковы экономические по казатели у траулера, сколько стоит их улов и т. д. В большинстве случаев ответственность за это несли руководители флота, работники планового отдела, экономисты*. Работа по внедрению хозрасчета, соревнование за экономию и бе режливость, скоростные рейсы, а главное, самоотверженный труд моряков- все это позволило флоту в 1949 году добыть 1706 тысяч центнеров рыбы. При этом вели борьбу с текучестью кадров, невысокой трудовой дисципли ной, слабым оперативным руководством флотом. В декабре 1950 года, «под занавес» четвертой пятилетки, большая группа рыбаков была награждена орденами и медалями СССР. В целом Мурманский траловый флот добыл в 1950 году 1915 тысяч центнеров рыбы и успешно завершил план первой послевоенной пятилетки. В 1950-1952 годы МТФ пополнился большими рыболовными трауле рами (БРТ) типа «Кремль» бельгийской постройки. В дальнейшем эти суда часто использовались для поисковой работы и исследования новых отда ленных районов промысла. Начиная с 1952 года на флот поступали РТ поль ской постройки, работающие на жидком топливе. Затем начали поступать дизельные бортовые РТ типа «Пионер» из Англии. К 1955 году только бортовых рыболовных траулеров в МТФ насчи тывалось 230 единиц. Возросла аварийность, связанная с низкой трудовой дисциплиной и неопытностью команд при эксплуатации довольно ненадеж ной техники. За 1955 год на флоте произошло 112 аварий, из них - 21 по вреждение паровых котлов на судах польской постройки. - Флот стал трудноуправляемым, - пишет М. И. Каргин. - Были сде ланы попытки разделить суда по отрядам (флотилиям). Создали 6 отрядов со своими флагманскими руководителями, но добиться улучшения управля История Мурманского тралового флота. Мурманск, 1973.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz