Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Надо сказать, что многие тралмейстеры упорно искали лучшие формы траловой доски, оптимальные размеры кутка, крыльев трала. В 1948 году в промысловых условиях изучали и совершенствовали различные тралы. Так, на РТ-48 «Севгосрыбтрест» были проведены испытания шести тралов: «отечественного», Веселкова, с длинными поводцами, Гордеева, 39-метрового и «быстроходного» Васильева. Трал собственной конструкции испытывали моряки РТ-29 «Киров», которые решили выловить за год до 60 тысяч центнеров рыбы. 24 судовых экипажа обязались выполнить годовые задания к 31-й годовщине Великого Октября. На флоте стали появляться первые траулеры с красными звездами на рубках - по количеству лет, когда команды этих судов справлялись с годовыми заданиями к 7 ноября. В эти же годы в тралфлоте родилось новое начинание. Экипажи РТ «Семга» и «Ленинград» предложили развернуть соревнование за ско­ ростные рейсы, то есть увеличить добычу рыбы за счет ускорения обора­ чиваемости судов. Такие рейсы требовали резкого улучшения организации труда в море и на берегу, безукоризненной работы машинной и палубной команд. Призыв поддержали экипажи РТ «Ленин», «Навага», «Красноар­ меец», «Палтус» и другие. Траулер «Ленинград», где капитаном был Ан­ дрей Яковлевич Маклаков, за год сэкономил 27 суток, или почти два пол­ ных рейса. Это позволило выловить дополнительно около 4 тысяч центне­ ров рыбы. Экипаж доказал, что скоростные рейсы возможны не только в летнее, но и в зимнее время. Примеру «Ленинграда» последовали команды 40 кораблей. Было бы ошибкой полагать, что успех промысла держался лишь на трудовом энтузиазме людей, на силе соревнования. Одновременно шло тех­ ническое совершенствование флота, орудий и методов лова. Все более ав­ торитетным становился голос науки, ощутимее - помощь ПИНРО. В первые послевоенные годы почти три четверти улова добывалось в Канинско-Колгуевском районе. Затем некоторые суда, а за ними и целые отряды стали ходить на Мурманскую и Финмаркенскую банки, к острову Медвежьему. В 1948 году суда тралфлота работали уже на Шпицбергенской банке, в районах Норвежского и Зюйдкапского желобов. Оказалось, что там много трески, пикши, окуня и сравнительно ровные грунты. «Окуневая банка в районе Норвежского желоба, - отмечал капи- тан-флагман В. М. Маевский, - по стойкости концентрации рыбы занимает одно из первых мест среди промысловых районов. Промысловая обстановка в этом районе позволяет проводить исключительно скоростные рейсы и воз­ вращаться в порт с полным грузом». После войны возобновила свою работу промысловая разведка. В 1937 году капитан Демидов открыл в Баренцевом море обширный про­ мысловый район, который в честь первооткрывателя получил название «Де­ мидовская банка». - Но открыть промысловый район - еще не все. Его надо познать, познав - освоить. Работа эта не из легких, - пишет инженер главка «Сев- рыба» Е. А. Вайнбир. - Война, а потом смерть помешали Демидову развить и углубить изучение нового района. За это дело взялся Георгий Сергеевич

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz