Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Надо сказать, что многие тралмейстеры упорно искали лучшие формы траловой доски, оптимальные размеры кутка, крыльев трала. В 1948 году в промысловых условиях изучали и совершенствовали различные тралы. Так, на РТ-48 «Севгосрыбтрест» были проведены испытания шести тралов: «отечественного», Веселкова, с длинными поводцами, Гордеева, 39-метрового и «быстроходного» Васильева. Трал собственной конструкции испытывали моряки РТ-29 «Киров», которые решили выловить за год до 60 тысяч центнеров рыбы. 24 судовых экипажа обязались выполнить годовые задания к 31-й годовщине Великого Октября. На флоте стали появляться первые траулеры с красными звездами на рубках - по количеству лет, когда команды этих судов справлялись с годовыми заданиями к 7 ноября. В эти же годы в тралфлоте родилось новое начинание. Экипажи РТ «Семга» и «Ленинград» предложили развернуть соревнование за ско ростные рейсы, то есть увеличить добычу рыбы за счет ускорения обора чиваемости судов. Такие рейсы требовали резкого улучшения организации труда в море и на берегу, безукоризненной работы машинной и палубной команд. Призыв поддержали экипажи РТ «Ленин», «Навага», «Красноар меец», «Палтус» и другие. Траулер «Ленинград», где капитаном был Ан дрей Яковлевич Маклаков, за год сэкономил 27 суток, или почти два пол ных рейса. Это позволило выловить дополнительно около 4 тысяч центне ров рыбы. Экипаж доказал, что скоростные рейсы возможны не только в летнее, но и в зимнее время. Примеру «Ленинграда» последовали команды 40 кораблей. Было бы ошибкой полагать, что успех промысла держался лишь на трудовом энтузиазме людей, на силе соревнования. Одновременно шло тех ническое совершенствование флота, орудий и методов лова. Все более ав торитетным становился голос науки, ощутимее - помощь ПИНРО. В первые послевоенные годы почти три четверти улова добывалось в Канинско-Колгуевском районе. Затем некоторые суда, а за ними и целые отряды стали ходить на Мурманскую и Финмаркенскую банки, к острову Медвежьему. В 1948 году суда тралфлота работали уже на Шпицбергенской банке, в районах Норвежского и Зюйдкапского желобов. Оказалось, что там много трески, пикши, окуня и сравнительно ровные грунты. «Окуневая банка в районе Норвежского желоба, - отмечал капи- тан-флагман В. М. Маевский, - по стойкости концентрации рыбы занимает одно из первых мест среди промысловых районов. Промысловая обстановка в этом районе позволяет проводить исключительно скоростные рейсы и воз вращаться в порт с полным грузом». После войны возобновила свою работу промысловая разведка. В 1937 году капитан Демидов открыл в Баренцевом море обширный про мысловый район, который в честь первооткрывателя получил название «Де мидовская банка». - Но открыть промысловый район - еще не все. Его надо познать, познав - освоить. Работа эта не из легких, - пишет инженер главка «Сев- рыба» Е. А. Вайнбир. - Война, а потом смерть помешали Демидову развить и углубить изучение нового района. За это дело взялся Георгий Сергеевич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz