Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Специальным приказом по Мурманрыбе было отмечено в 1947 год Мурманский траловый флот (том I) - «Дедушкой Миховым» называ­ ли его на флоте. Небольшого роста, плотный, в широком черном пальто, в выцветшей морской фуражке, с неизменной трубкой-носогрейкой во рту, он каждое утро мелкими стари­ ковскими шажками прогуливался по дорожкам скверика у памятника Ле­ нину, - пишет инженер главка «Сев- рыба» Е. А. Вайнбир. - Проходили мимо люди и не догадывались, что этот старичок с крупным, немного оплывшим лицом и добрыми гла­ зами приходил сюда, к пустынным берегам Кольского залива, еще в конце прошлого века, когда не было не только этих многоэтажных домов и этого широкого проспекта, но не было еще и самого Мурманска. Не догадывались идущие мимо люди, что рядом с ними - живая история Мурмана... Старость не погасила в нем жи­ вого интереса к тому делу, которому была отдана жизнь. Федор Михай­ лович был человеком на редкость доброжелательным, общительным, разговорчивым. И сейчас, спустя много лет, звучит в моих ушах его тихий сипловатый голос, его бы­ стрый архангельский говорок. ...В феврале 1920 года из Архан­ гельска были изгнаны белогвардей­ ские войска, а в конце июня вышел на промысел впервые под красным флагом Т-39 «Зубатка» под коман­ дованием Михова. Однако не толь­ ко этим памятна была «Зубатка» Федору Михайловичу. Весной 1923 года раздавило ему на «Зубатке» ваером кисть левой руки. Доставили его срочно в Мурманск, но не было в то время в нашем городе хирурга, и повезли его в Ленинград, там и сделали операцию. С тех пор вместо левой кисти у него был про­ тез, одетый в перчатку, а на вопрос - где потерял кисть? - он неизменно от­ вечал: - «Зубат­ ка» откусила. Он был не из тех капи­ танов, которые всю жизнь взирают на палубу с высоты капитанского мостика. Признавался, что за много лет работы так и не смог выработать в себе спокойного отношения к под­ нимаемому из морских глубин тралу. Ему надо было самому поворочать мокрые сетные скопища, пощупать своими руками потертости, помоз­ говать, откуда они, почему после каждого траления в одном и том же месте дыра, посмотреть, нет ли где перекоса, сделать перебивку грун- тропа, зачинить дыру, пересадить трал - и все это делалось с огром­ ным «аппетитом», радостно и жадно, и при этом он не скупился на шут­ ки-прибаутки. сдобренные солеными морскими словечками. Говорят, у каждого человека есть своя «планида», свое предназначе­ ние. Если это так, то Михову на роду было написано стать конструктором первых отечественных тралов. При­ надлежал он к той трудно живущей на свете породе людей, которым органически чуждо дилетантство. Этим людям всегда надо докопаться до самой сердцевины дела, понять его так, чтобы не осталось ни одного темного «уголка». Такие люди, если уж взялась за дело, овладевают им

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz