Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Глава 1. Они были первыми 3. Первые рыбопромышленники Севера Хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать предпринимате лей, которые попытались шагнуть вперед и, отойдя от кустарно-сезон ного промысла рыбы, заняться траловым ловом на севере России'. На рубеже XIX и XX веков, когда вышел в море «Андрей Первозванный», рыбаки Поморья работали в прибрежных водах по старинке, в основном ярусом. Хотя на Западе, в Северном море, траловый промысел получил интенсивное развитие. Поначалу его вели с парусников, в Англии первый паровой рыболовный траулер спустили на воду в 1870 году, затем, во вто рой половине 1880-х, траулеры появились в Голландии и Германии - пе ред Первой мировой войной у немцев траловый флот насчитывал свыше трехсот судов. Только в мае 1905 года, по подсказке зарубежных рыбопромыш ленников, поморский капитан Н. Л. «опытов на зафрахтованном норвеж ском судне «Эрлинг» стал вести самостоятельный морской промысел рыбы. Первый русский траулер «Опыт», приобретенный в Англии архангельским купцом Беляевским, вышел в море в 1907 году. По названию траулера мож но предположить, что его хозяин не только хорошо знал положение дел с морским промыслом в Беломорье, но и намеревался продолжить начатое, опробовав это новое для него дело на практике. Несколько позже на риж ских промышленников братьев Малинковых стали работать траулеры «Ни колай» и «Брейн»". Начиная с 1910 года траловым промыслом на русском Севере за нялась фирма К. Ю. Спаде. И пока российские предприниматели только на чинали траловый лов и пытались при этом воспользоваться результатами экспедиции Н. М. Книповича, англичане и немцы организовали в Баренцевом море крупномасштабный по тем временам промысел. Несмотря на это, боль шинство поморов и местных рыбопромышленников относились к перспективе развития тралового лова отрицательно. Между тем отечественный кустарный рыбный промысел стремительно сокращался. Трал считался «хищническим орудием, выдумкой иностранцев» - причем такое отношение было характер ным для разных слоев общества и выражалось открыто в печати. Тормозила развитие тралового дела и малая численность постоян ного русского населения на Мурмане, то есть не было людей, которые могли (по уровню своих знаний и капиталов) и хотели бы участвовать в новых фор мах промысла. Так, архангелогородские газеты сообщали, что новые суда рыбопромышленника Д. Н. Масленникова простояли без дела почти весь * На Дальнем Востоке перед Первой мировой войной тоже делались робкие попытки орга низовать траловый лов рыбы, но с установлением советской власти эти попытки не приобрели масштабный характер. Волков А. £., Незаметные герои (траулеры в составе Советского флота). Серия «Морская Коллекция». 2011. Июнь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz