Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Б олее тридцати траулеров не вернулись в годы Великой Отечественной войны из боевых походов и промысловых рейсов. Это почти половина того количества судов, кото­ рым располагал тралфлот перед войной. Значительные потери. Плюс к тому многие промысловые суда нуждались в монте. Так, в 1946 году из 57 траулеров, имеющихся в наличии, только 37 находились в эксплуатации. Надо было отстраивать и Мурманск, в котором 70 процентов жило­ го фонда сгорело или было разрушено. Совет Народных Комиссаров СССР 10 сентября 1944 года принимает постановление «О мероприятиях по вос­ становлению городского хозяйства Мурманска», ассигнует на эти цели 100 миллионов рублей. Практически заново надо было строить рыбный порт с его прича­ лами и подъездными путями, рыбокомбинат с заводами и холодильниками, судоверфь с механическими цехами и доками, тарное производство и скла­ ды ... По почину портовиков и судоремонтников все взрослые мурманчане добровольно трудились на городских объектах по 20-60 часов в месяц. Добиться довоенных уловов в таких условиях, казалось бы, невоз­ можно. Но все решают люди, объединенные единой целью. В четвертом пятилетием плане развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы было отмечено: «восстановить рыболовный флот и превзойти его довоен­ ные размеры...». Этим планом первой послевоенной пятилетки в стране на­ мечалось построить 150 рыболовных траулеров, 13 рыбоконсервных заво­ дов и 30 холодильников. В разработанных Минрыбпромом Союза ССР основных показателях плана развития рыбной промышленности Мурманской и Архангельской об­ ластей в 1946-1950 годы указано, что работа тралового флота рассчиты­ вается на эксплуатацию объединением «Мурманрыба» следующего количе­ ства РТ: 1946 г. -4 1 траулер, 1947 г . -5 3 , 1948 г. - 72, 1949 г. - 103, 1950 г . -1 3 4 РТ. Как видим, рост флота за пятилетие предусматривался более чем в три раза. Если говорить об основных показателях вылова рыбы, то они тако­ вы (по трестам и предприятиям)': Добыча - в тыс. ц 1946 г. 1947 1948 1949 1950 Тралфлот 1070 1430 2050 3030 4150 Кольский трест 129 130 145 155 170 Беломорский трест 96 110 120 130 140 Чешско-Печерский 30 30 35 35 40 Итого 1325 1700 2350 3350 4500 По данным госархива Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz