Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) АРКТИЧЕСКИМИ МАРШРУТАМИ По материалам ст. научного сотрудника музея КСФ А. В. Кривенко Приказом командующего Северным флотом ТЩ-65 был включен в 3-й дивизион бригады траления Беломорской военной флотилии. Зимой 1941 года моряки «чистили» фарватеры для союзных конвоев от острова Сосновец до мыса Орловский. Тральщикам и ледоколам в тяжелых ледовых условиях удалось провести в Архангельск двенадцать транспортов союзных конвоев PQ-4 и PQ-5. В 1942 году тральщики и сторожевые корабли СФ охраняли водный район от мыса Черный до мыса Святой Нос, сопровождали местные конвои с морской пехотой и боеприпасами. 6 мая в трал ТЩ-65 последовательно попали три якорных мины. Воздух потрясли сильные взрывы... Жестокий налет вражеской авиации экипаж ТЩ-65 испытал 18 мая на рейде Иоканьги. В этом бою на корабль было сброшено 24 бомбы, каждая весом 250 килограммов. Командиры и матросы корабля успешно отбили воздушные атаки врага. ...В начале января 1943 года ТЩ-65 вошел в состав отряда кораблей Новоземельской военно-морской базы. В тяжелых ледовых условиях моряки встречали транспортные суда в горле Белого моря и сопровождали их или до Белушьей губы, или до Карских Ворот. Когда юго-восточная часть Баренцева моря очистилась ото льда, не­ мецкие субмарины, используя благоприятную гидрометеорологическую об­ становку, проникли в Карское море. Они применили грозные, неизвестные североморцам электрические магнитно-акустические торпеды. Противосто­ яли германским подводным лодкам тихоходные тральщики и сторожевые корабли, не имеющие специального противолодочного вооружения и гидро­ акустических станций. Поэтому от торпедных атак вражеских субмарин гиб­ ли в основном бывшие рыболовные траулеры... 25 июля 1943 года два тральщика, ТЩ- 65 и ТЩ-55, вывели из бухты Бугрино транспорт «Рошаль» с ценным грузом и направились к берегам Но­ вой Земли. На оперативной карте штаба Беломорской военной флотилии эти три корабля были обозначены как конвой БА-12. Погода благоприятство­ вала переходу. Утром 30 июля наблюдатели увидели справа по борту бое­ вую рубку всплывающей подводной лодки. Лейтенант Н. Голубенцев подал команду: - Право на борт! Полный вперед! Идем на таран! Не успел ТЩ-65 сделать и половины поворота, как рубка субмарины исчезла под водой. И в это время в борт корабля ударила торпеда. Сильный взрыв разорвал тральщик на две части... По закону конвойной службы надо было сначала спасать транспорт. Поэтому ТЩ-55 атаковал подводную лодку глубинными бомбами, а потом спустил на воду спасательную шлюпку. Уда­ лось подобрать четырнадцать моряков, в том числе и контуженного коман­ дира. Три раненых моряка скончались от переохлаждения. Их похоронили на старом кладбище в Белушьей губе. Гззета «Рыбный Мурман» № 31 от 5 августа 1994 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz