Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Черные волны выкатываются из серого тумана. Капитан берет бе лую деревянную чурочку, привязывает к ней гвоздь и пускает в воду. Чуроч ка медленно тонет и зеленеет, и чем дальше, тем ярче и, наконец, где-то совсем глубоко светится чудным сказочно-заморским светом. - Вода океанская, зеленая, - говорит капитан. Мы идем в штурвальную. Он делает предположение, что мы теперь находимся как раз на линии, проведенной от Святого Носа к Канину. - А что, если сядем на подводный камень? - спрашиваю я. - Будем сидеть. Поедим всю провизию. Может, увидят. - А может быть, и не увидят? - Можно сделать астрономическое определение, - отвечает он, - но у нас нет теперь хронометра и секстанта. И где мы - точно сказать нельзя. На огромном пространстве отмели, окружающей Канин Нос, глуби на в среднем, как мне сказали, не более пятидесяти саженей . Дно отмели ровное, песчаное, и потому тут спокойно можно тащить по дну трал, не очень рискуя его порвать. К этой отмели мы и стремились. - Она и есть, - говорит штурман, - волна дробится. А капитан все присматривается к воде. - Замечаете голубые полоски? - спрашивает он меня. Я всматриваюсь, и мне кажется, что у самых белых гребней мель кают голубые пятнышки... - Это, вероятно, - объясняет мне капитан, - ветвь Гольфштрема, вода в нем отличается от зеленой океанской воды голубым цветом. Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но очень похоже, что это Нордкапское течение. ...Расскажу о технике лова рыбы на траулере. Самый принцип ока зывается прост и остроумен. В воду спускаются на стальных канатах два змея, большие, деревянные, окованные железными скрепами. Пароход дви жется вперед, и змеи буквально летят в воде, как в воздухе, расходясь в раз ные стороны от сопротивления о воду. К этим змеям, или, как их называют, «распорным доскам», прикреплена большая крепкая сеть: трал. Расходясь в стороны, змеи расширяют отверстие трала, и туда входит встречная рыба. Посредством изменения длины каната, «троса», и скорости парохода регу лируется глубина опускания сети. На нашем траулере нужно было спустить приблизительно две глубины каната, то есть около ста саженей, чтобы она шла, как требуется, почти по самому дну. Трал, стальные канаты, паровая лебедка, на которую навертываются канаты, система блоков, «талей», для поднимания тяжелой мотни - вот и все простое устройство. Настоящая жизнь на нашем траулере началась, только когда мы приехали на Канину отмель. - Отдай лебедку! - командует капитан. Черные распорные доски гремят и погружаются в воду, глубже и глубже. - Стоп!.. Закрепи лебедку!.. Полный ход!.. Казенная сажень чуть больше двух метров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz