Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) 2. Труд сродни подвигу Подвигом можно назвать промысел рыбы во фронтовом море. После передачи основного состава РТ Северному флоту остались «невоеннообя­ занные» суда, которые отслужили свой нормативный срок и требовали капи­ тального ремонта. Поначалу они базировались в Архангельске. - Меня, как специалиста-рыбака, оставили по броне в траловом фло­ те, - вспоминает капитан М. В. Титов. - 5 августа 1941 года в первый рейс из Архангельска пошли в море на промысел, я пошел на РТ-1 «Акула». Нас сопровождали четыре самолета (ястребки) до Канина Носа, а оттуда до Кол­ гуева пошли самостоятельно, на переходе вражеских самолетов или под­ водных лодок не встречали. Во время отправки в рейс нам, капитанам, для самозащиты выдали по 1 винтовке и по 100 шт. патронов - вот и все наше вооружение. Плавали мы 20 суток, рыбы наловили и привезли в порт 120 тонн. Рейс прошел спокойно. В октябре 1941 года меня назначили на РТ-23 «Чайка», где и работал до окончания войны... В море мы ловили рыбу, изготовляли консервы и го­ товили тресковый жир. Рыбу обрабатывали так: сшили палатку, пристроили леера с левого борта на правый, над рыбоделом, потом подвешивали чехол так, что весь рыбодел и вся вахта, обрабатывающая рыбу, была закрыта этим чехлом, и там была пристроена лампочка для света так, что свет нику­ да не проникал...* Летом 1941 года сделали первые рейсы за рыбой в Белое море РТ «Абрек», «Сельдь», «КИМ» и другие траулеры. Но надежда наладить рыбал­ ку в относительно безопасных районах не оправдалась. Надо было идти на Мурман, туда, где шли ожесточенные морские бои. Осенью капитаны обра­ тились к руководству флота с просьбой вернуться в Мурманск, чтобы про­ должить работу в зимнем Баренцевом море. Война изменила характер промысла. То, что в мирных условиях каза­ лось невозможным, стало обычным делом. Днем лишь часть команды мог­ ла заниматься промысловой работой - треть людей находилась на боевых постах, готовая в любую минуту отразить нападение врага. Поэтому упор в работе делался на ночные часы. - До войны никто из работников флота не представлял, что ловить и разделывать рыбу можно в темноте, - пишет Г. Г. Тисленко. - А военная обстановка как раз и потребовала этого. Матросы спускали и поднимали трал, не видя друг друга. Разделывали рыбу на ощупь... Одна из труд­ ностей заключалась в необходимости отказаться от районов, где лови­ ли рыбу в течение более двух десятков лет. По сравнению с довоенным временем облавливаемая площадь сократилась в 1941 году до одного процента, то есть в сто раз. Затем она стала расширяться, но и в 1944 году достигла лишь 13 процентов довоенной. Приходилось работать на строго ограниченной площади. И для того, чтобы прийти в порт с полным Из архивных документов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz