Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) я Л середине 1941 года траловый флот выловил с начала 1 У года свыше миллиона центнеров рыбы. В передовиках Я 1 шли стахановские траулеры «Киров», «Двина», «Мо- -Ж— % / сква» и их капитаны А. И. Стрельбицкий, А. А. Егоров, Г. В. Лотов. Флотом вот уже пятый год руководил выпускник Херсонского мореходного училища, капитан МТФ начала тридцатых годов 39-летний Ге­ оргий Гзрасимович Тисленко. - К моменту, когда фашистская Гзрмания напала на нашу Родину, на громадном пространстве Баренцева моря было разбросано несколько десятков траулеров, - пишет Г. Г. Тисленко. - Многие из них находились за 500-600 миль от своих баз. Задача состояла в том, чтобы быстро и без потерь стянуть эти невооруженные суда, часть которых была уже загружена рыбой, в свои порты. В 16 часов 30 минут 22 июня радиостанция тралового флота пере­ дала капитанам всех траулеров приказ прекратить промысел и следовать в порт. Это задание было успешно выполнено'. Ветераны вспоминают, что на тех судах, где не было «голосовой» связи, вскрывались специальные секретные пакеты, в которых предписыва­ лось прекратить промысел и возвращаться домой. Время было тревожное. - Если завтра война, Если враг нападет, Если темная сила нагрянет... - эти песенные строки с 1937 года звучали из репродукторов, и руковод­ ство флота, как вся страна, готовилось к неизбежному. Так, для рыбаков дрифтербота «Сазан», ловившего сельдь в районе Шпицбергена, война на­ чалась атакой фашистских самолетов. Лишь благодаря умелым действиям капитана В. А. Егорова судно было спасено. Опытный судоводитель провел его вдоль кромки полярных льдов на восток и, прикрываясь туманами, воз­ вратился в Архангельск". Приказом наркомата рыбной промышленности флот перебазиро­ вался в город на Двине, куда морем и по железной дороге эвакуировалось флотское береговое имущество, запасы сырья, станки, оборудование. Вско­ ре в Архангельск переехало управление тралового флота, разместилась ме­ ханическая мастерская междурейсового ремонта судов. Летом 1941 года в Мурманском траловом флоте было 63 траулера, в Архангельском тралфлоте —17. После необходимого дооборудования боль­ шая часть РТ траловых флотов вместе с экипажами вошла в состав Север­ ного флота. «На траулерах в Баренцевом море», сборник к 25-летию советского рыболовного трало­ вого флота. Л.; М., 1946. Лупачев В. П. Герои земли Поморской. Архангельск, 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz