Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 5. Имена ских рейсов за высокие уловы. В 1947 году моряки «Ролика» добыли 60 ты­ сяч центнеров рыбы, что в полтора раза больше, чем в среднем на флотский траулер. В 1949 году перешел на отстающий траулер «Лосось» и вывел его в передовые суда. С 1956 года руководил экипажем БМРТ «Достоевский», добивался рекордных показателей. Капитан-наставник МТФ. Награжден орденами Ленина (1951) и Красной Звезды. СВОБОДИН Н. П. Капитан на судах тралового флота. В начале 1930-х годов возглавлял экипаж РТ-24 «Щука». - Это был старый траулер английской постройки. Никаких бытовых удобств. Рядовой состав жил в одном помещении, столовался в носовом кубрике, - вспоминает капитан послевоенных лет М. А. Лапин*, который в 1930-е ходил в море с капитаном Свободиным. - Камбуз, как и салон ком­ состава, находился в кормовой части. Бывало, несешь бачок с первым, на палубе прихватит волна, вот тебе и «приправа» - морская водичка... Что касается техники промысловой работы, то она была самой при­ митивной. Отсутствовали эхолоты, - глубину измеряли во время подъема трала лотом Томсона, при тралении не знали, по каким глубинам идем. Связь между судами отсутствовала, так как не было радиостанции. Из тра­ ловой мастерской мы получали не готовые изделия, а лишь заготовки, и команда своими силами сшивала тралы. Бобинцы применяли деревянные: центральные - дубовые, а по крыльям - малые березовые. Для стеклянных кухтылей, чтобы их сохранить, матросы вязали оплетку. Металлических гру­ зов не было, использовали цепи. Многое при работе с тралом приходилось делать вручную. На «Щуке» отсутствовала носовая стрела. После подъема мешка с рыбой чуть ли не под напев «Дубинушки» заваливали на борт носо­ вое крыло трала... Отличалась от се­ годняшней и технология обработки рыбы. Ее раз­ делывали только на пласт под соль. Позднее стали заготовлять так называе­ мую колодку под свежье, промывали ее в деревян­ ных мойках". В 1936 году Н. П. Свободин возглавлял эки­ паж РТ-46 «Лосось». * О капитане М. А. Лапине рассказано в главе 8. Газета «Рыбный Мурман» № 21 1980 года. РТ-24 «Щѵка», один из первых траулеров с радиостанцией

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz