Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Глава 5. Имена ских рейсов за высокие уловы. В 1947 году моряки «Ролика» добыли 60 ты сяч центнеров рыбы, что в полтора раза больше, чем в среднем на флотский траулер. В 1949 году перешел на отстающий траулер «Лосось» и вывел его в передовые суда. С 1956 года руководил экипажем БМРТ «Достоевский», добивался рекордных показателей. Капитан-наставник МТФ. Награжден орденами Ленина (1951) и Красной Звезды. СВОБОДИН Н. П. Капитан на судах тралового флота. В начале 1930-х годов возглавлял экипаж РТ-24 «Щука». - Это был старый траулер английской постройки. Никаких бытовых удобств. Рядовой состав жил в одном помещении, столовался в носовом кубрике, - вспоминает капитан послевоенных лет М. А. Лапин*, который в 1930-е ходил в море с капитаном Свободиным. - Камбуз, как и салон ком состава, находился в кормовой части. Бывало, несешь бачок с первым, на палубе прихватит волна, вот тебе и «приправа» - морская водичка... Что касается техники промысловой работы, то она была самой при митивной. Отсутствовали эхолоты, - глубину измеряли во время подъема трала лотом Томсона, при тралении не знали, по каким глубинам идем. Связь между судами отсутствовала, так как не было радиостанции. Из тра ловой мастерской мы получали не готовые изделия, а лишь заготовки, и команда своими силами сшивала тралы. Бобинцы применяли деревянные: центральные - дубовые, а по крыльям - малые березовые. Для стеклянных кухтылей, чтобы их сохранить, матросы вязали оплетку. Металлических гру зов не было, использовали цепи. Многое при работе с тралом приходилось делать вручную. На «Щуке» отсутствовала носовая стрела. После подъема мешка с рыбой чуть ли не под напев «Дубинушки» заваливали на борт носо вое крыло трала... Отличалась от се годняшней и технология обработки рыбы. Ее раз делывали только на пласт под соль. Позднее стали заготовлять так называе мую колодку под свежье, промывали ее в деревян ных мойках". В 1936 году Н. П. Свободин возглавлял эки паж РТ-46 «Лосось». * О капитане М. А. Лапине рассказано в главе 8. Газета «Рыбный Мурман» № 21 1980 года. РТ-24 «Щѵка», один из первых траулеров с радиостанцией
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz