Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Глава 5. Имена РАУДСЕП(П) (Раудсен) Николай Николаевич 1889, м. Гзйнаж Лифляндской губернии (Латвия) - 05.05.1938, г. Ленинград Капитан на судах МТФ. Преподавал астрономию в Гайнажской мореходной школе (двухго дичные курсы для моряков-практиков). Участник штурма Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в октябре 1917 года. Работал вычислителем на заводе мореходных инструментов в Ленинграде. Был направлен в тралфлот и с 1932 года - старпом РТ-5 «Краб». По воспоминаниям В. П. Корельского, ходившего на «Крабе» штурманом, это был «высокий сутулый пожилой человек в штатской одежде... Я учил Николая Николаевича, как спускать и поднимать трал. В свою очередь он меня учил навигации, астрономии. Он сменил капитана на ходовом мостике траулера. Во второй рейс с капитаном Раудсепом в море пошла его жена Елизавета Михайловна. Это была уникальная женщина. Она была бойцом женского батальона, который в октябрьские дни 1917 года защищал Зим ний дворец. А Раудсеп, красный флотский командир, был по другую сторону баррикад - он атаковал этот дворец. Во время схватки юная Елизавета была ранена. Такой и предстала она взору красного моряка: раненой, окровавлен ной, с искаженным от боли лицом, но юной и прекрасной*» Арестован в феврале 1938 года. Обвинен. Расстрелян. Реабилитирован в 1957 году. РАШЕВСКИЙ (Рошевский) Георгий Федосеевич 1897, г. Тамбов - после 1940 Капитан на судах МТФ. В середине 1930-х годов возглавлял экипаж РТ-9 «Ролик». В январе 1936 года, выходя в свой первый стахановский рейс, моряки приняли обяза тельство выловить за год 30 тысяч центнеров рыбы, доставить в порт пер вым сортом 92 % улова. - Я решил направиться на промысел в Центральный район. Прежде всего потому, что там хорошие грунты - не задевистые, - рассказывал капи тан в областной газете - ...Через 20 часов были на месте. Мы не ошибись - первым же тралом взяли около 9 тонн трески, и затем, один за другим, пошли богатые рыбой подъемы. Лов не прекращался даже при 7-балльном ветре... Подъемы были очень большие. Вся палуба оказывалась заваленной рыбой. И чтобы ее не смывало волной, с последней дележкой немедленно ложились носом на волну, часть рыбы перебрасывали на подветренный борт, а ящики накрывали старыми сетками. И только приняв эти меры предосторожности, опускали следующий трал. Таким образом, несмотря на штормовую волну, у нас ни разу не смыло рыбу с палубы. Эта предосторожность особенно важна была в первые дни промысла, когда траулер имел большую осадку". Арестован в июне 1940 года. Осужден к 5 годам ИТЛ. Реабилитирован в 1956 году. Из книги В. П. Корельского «На моем веку». Архангельск, 1996. Газета «Полярная правда № 27 от 3 февраля 1937 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz