Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) ПАНФИЛОВ Яков Дмитриевич 1894, д. Кушерека Архангельской губернии - после 1940 Капитан на судах МТФ. До 1920 года работал на рыбопромысловых судах в Белом море. Участник стахановского движения рыбаков Мурмана. Возглавляя экипаж РТ-8 «Сельдь», добивался успеха на промысле. Областная газета писала: - По подсчетам треугольника* РТ-8, за счет увеличения эффективной работы трала, сокращения времени на спуск и подъем, сокращения меж­ дурейсовой стоянки на 12 часов этот траулер в 1937 году может выловить 41 тысячу центнеров рыбы. Капитан Панфилов и старший механик т. Кузь­ мин предъявили ряд требований управлению флота и судоремонтному заво­ ду. Они требуют плановый ремонт судна произвести высококачественно и в срок, снабжать хорошим промысловым снаряжением и, в целях повышения качества ремонта, закрепить ремонтные бригады завода за определенными группами судов". В конце 1930-х годов - капитан РТ-80 «Батуми». Арестован в июне 1940 года. Осужден на 8 лет ИТЛ. Реабилитирован в 1956 году. ПОДГУЗОВ Петр Тимофеевич 1907, с. Черепаново Оренбургской области - 27.01.1938, г. Ленинград Капитан на судах МТФ. Участник стахановского движения рыбаков Мурмана в 1930-е годы. Возглавляя экипаж РТ-13 «Микоян», добивался успеха на промысле. Делясь опытом работы,писал: - У нас часто говорят: уметь держаться на рыбе. Что это значит? Для ясности приведу один пример. Для того чтобы определить движение косяка рыбы, мы направляем корабль по прямой линии, скажем, к северо-востоку. После подъема трала выясняется, что чем дальше мы уходим по этому на­ правлению, тем реже и мельче попадается рыба. Следовательно, надо по­ вернуть обратно. В результате этих поисков мы нащупываем хороший густой косяк, подъемы достигают 2 -3 тонн крупной рыбы. Промысловый маршрут составляется так, чтобы корабль не сбивался с этого места. Для этого перед каждым спуском трала мы измеряем глубину и изучаем результаты каждого подъема. По ассортименту, по сортности попадаемой в трал рыбы мы и на­ мечаем следующий промысловый курс"*. В конце 1937 года - капитан РТ-52 «Сом». Арестован в декабре 1937 года. Осужден. Расстрелян. Реабилитирован в 1957 году. * «Треугольником» называли совет, состоящий из руководителей того или иного коллекти­ ва. В данном случае - капитана, старшего механика и тралмейстера, то есть это был судовой производственный «треугольник». В дальнейшем, как правило, в «треугольник» кроме перво­ го руководителя входили секретарь партячейки и председатель комитета профсоюза. ** Газета «Полярная правда» № 284 от 9 декабря 1936 года. *** Газета «Полярная правда» № 35 от 12 февраля 1937 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz