Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Мурманский траловый флот (том I) Трагична предыстория создания этого корабля. Все началось со шторма в Белом море в 1894 году, который разбил 34 поморских судна, воз вращавшихся с мурманских промыслов. Погибли 52 рыбака. После этой тра гедии в России был образован «Комитет для помощи поморам Русского Се вера». Поначалу как общественная, сугубо филантропическая организация, комитет собирал средства на пенсии семьям погибших. Но государственные деятели того времени понимали, что одной благотворительностью здесь не обойтись, что основная беда не в частых штормах на Беломорье, а в техни ческой и экономической отсталости рыбных промыслов на Мурмане. И все настойчивее на первое место ставилась задача перехода от разовых гидро графических морских экспедиций к началу планомерных научно-промысло вых исследований. Проект таких исследований был одобрен в «Комитете для помо щи поморам Русского Севера», начальником Мурманской экспедиции на значили молодого ученого Н. М. Книповича. Для обучения современным методам исследований Николай Михайлович за казенный счет совершил поездку по странам Западной Европы, а в Германии специально для Мур манской экспедиции был построен «Андрей Первозванный». Данный ко рабль водоизмещением 336 тонн полностью отвечал своему названию, став и первым отечественным рыболовным траулером, и первым науч- но-исследовательским судном (НИС) России. С его борта было произве дено и первое траление в Баренцевом море. Да-да, первое траление с российского судна, принадлежащего Морскому ведомству, с российским экипажем в целях рыбохозяйственной деятельности. Произошло это 27 мая (по новому стилю) 1899 года в координатах 69° 48’ 45” N. 31° 18’ Ost., то есть к северо-западу от Айновых островов в районе Варан- гер-фьорда. Как это было? ...К первому спуску оттертрала на корме собралась не только па лубная команда, но и все участники экспедиции. Стало тесно, да и не безо пасно. С трудом любопытствующие пытались отодвинуться от больших ме таллических бобин паровой лебедки, готовых отдать-вытравить многоме тровые стальные тросы. На этих бобинах удерживался сам трал - большой 73-футовый" океанский невод для ловли морских животных. Руководил работами командир «Андрея Первозванного» капитан первого разряда Александр Петрович Смирнов. Он быстро и по-военному четко навел порядок, попросив господ зрителей подняться на ходовой мо стик, с которого за действиями капитана внимательно следил старпом Васи лий Николаевич Чичагов" . При всем внешнем спокойствии, капитан волно вался - ведь впервые! Хотя мысленно он уже не один раз опускал оттертрал Простейший трал, то есть рыболовная сеть, буксируемая за кормой судна на длинном стальном тросе. Примерно 24 метра. В дальнейшем капитан «Андрея Первозванного». С 1918 года служил в белогвардейских войсках Северного фронта, затем помощник директора дирекции маяков и лоций Белого моря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz