Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Трагична предыстория создания этого корабля. Все началось со шторма в Белом море в 1894 году, который разбил 34 поморских судна, воз­ вращавшихся с мурманских промыслов. Погибли 52 рыбака. После этой тра­ гедии в России был образован «Комитет для помощи поморам Русского Се­ вера». Поначалу как общественная, сугубо филантропическая организация, комитет собирал средства на пенсии семьям погибших. Но государственные деятели того времени понимали, что одной благотворительностью здесь не обойтись, что основная беда не в частых штормах на Беломорье, а в техни­ ческой и экономической отсталости рыбных промыслов на Мурмане. И все настойчивее на первое место ставилась задача перехода от разовых гидро­ графических морских экспедиций к началу планомерных научно-промысло­ вых исследований. Проект таких исследований был одобрен в «Комитете для помо­ щи поморам Русского Севера», начальником Мурманской экспедиции на­ значили молодого ученого Н. М. Книповича. Для обучения современным методам исследований Николай Михайлович за казенный счет совершил поездку по странам Западной Европы, а в Германии специально для Мур­ манской экспедиции был построен «Андрей Первозванный». Данный ко­ рабль водоизмещением 336 тонн полностью отвечал своему названию, став и первым отечественным рыболовным траулером, и первым науч- но-исследовательским судном (НИС) России. С его борта было произве­ дено и первое траление в Баренцевом море. Да-да, первое траление с российского судна, принадлежащего Морскому ведомству, с российским экипажем в целях рыбохозяйственной деятельности. Произошло это 27 мая (по новому стилю) 1899 года в координатах 69° 48’ 45” N. 31° 18’ Ost., то есть к северо-западу от Айновых островов в районе Варан- гер-фьорда. Как это было? ...К первому спуску оттертрала на корме собралась не только па­ лубная команда, но и все участники экспедиции. Стало тесно, да и не безо­ пасно. С трудом любопытствующие пытались отодвинуться от больших ме­ таллических бобин паровой лебедки, готовых отдать-вытравить многоме­ тровые стальные тросы. На этих бобинах удерживался сам трал - большой 73-футовый" океанский невод для ловли морских животных. Руководил работами командир «Андрея Первозванного» капитан первого разряда Александр Петрович Смирнов. Он быстро и по-военному четко навел порядок, попросив господ зрителей подняться на ходовой мо­ стик, с которого за действиями капитана внимательно следил старпом Васи­ лий Николаевич Чичагов" . При всем внешнем спокойствии, капитан волно­ вался - ведь впервые! Хотя мысленно он уже не один раз опускал оттертрал Простейший трал, то есть рыболовная сеть, буксируемая за кормой судна на длинном стальном тросе. Примерно 24 метра. В дальнейшем капитан «Андрея Первозванного». С 1918 года служил в белогвардейских войсках Северного фронта, затем помощник директора дирекции маяков и лоций Белого моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz