Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
есть финские, шведские, немецкие кварталы; здесь же располагаются консульства, обслуживающие своих сограждан. Впрочем, Родос сла вился своими целебными свойствами и в прошлом веке: «Мягкий кли мат и благорастворенный воздух родосский благовонными испаре ниями лимонных, апельсиновых и гранатовых рощ привлекает сюда множество слабых грудью для излечения»'. Недалеко от города Родоса в горах находятся развалины антич ного селения Филеримос, где неподалеку от руин сохранилась неболь шая древняя церковь, посвященная Богородице. С этим храмом связана история Филермской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. До V века этот образ хранился в Иерусалиме, затем был перенесен в Константинополь и был помещен во Влахернскую церковь. Отсюда в XIII веке икона была вывезена крестоносцами, овла девшими Царьградом; она досталась рыцарям ордена иоаннитов, которые привезли ее на о. Родос и поместили в сооруженной для нее Филермской церкви. После того, как турки захватили Родос, рыцари переселились на Мальту, взяв с собой Филермскую икону Божией Матери. В конце XVIII века Мальтой завладели фран цузы, и тогда мальтийские рыцари отдались под покровительство русского императора Павла I, который был избран ими великим ма гистром и стал защитником ордена. В благодарность за заступни чество рыцари поднесли в дар Павлу I Филермский образ, в который они вделали часть Животворящего Креста Господня. Эта святыня находилась сначала в Гатчине, в придворной церкви, а потом была перенесена в Петербург в Зимний Дворец, в церковь Нерукотворного Спаса. Икона находилась в России с 1799 года, и им ператор Павел почитал эту икону. В память того, что она получена от мальтийских рыцарей, император сделал для нее новую ризу, где сияние вокруг лика Богоматери было исполнено на фоне мальтийского креста. В 1920 году икона была вывезена из России северо-западной белой армией и передана императрице Марии Федоровне, находив шейся в Дании. От нее икона перешла к тогдашнему королю Сербии Александру и в течение ряда лет находилась в усыпальнице сербских королей в Белграде. В годы второй мировой войны ее следы затерялись, но, несмотря на это, она являет собой драгоценную нить, связывающую историю Родоса и России2. И еще одно памятное событие связывает, быть может, Родос и Древнюю Русь. Русский игумен Даниил, говоря об этом острове, 1 Путеводитель по Святой Земле. Одесса, 1886. С. 25. 2 См.: Р о д з я н к о Л. Э. О Святой Земле и паломничествах. Париж, 1958. С. 62—63. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz