Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
считывалось 100 монахов, а в 1132 году обитель была принята в юрис дикцию Константинопольского патриарха. Жители острова, страдавшие от частых набегов пиратов, испро сили у Христодула разрешение поставить свои хижины > стен мо настыря, чтобы в случае опасности найти убежище под его защитой. С 1132 года жители Патмоса стали селиться около монастырских стен, и со временем обитель стала центром небольшого городка Хора, со всех сторон окружившего ее. Монастырь св. апостола Иоанна, венчающий самую высокую вер шину горного Патмоса (240 метров над уровнем моря), господствует как цитадель над скромным городком. Вид с этой вершины охваты вает обширное пространство Эгейского моря с рассеянными по нему островами. Как писал В. Г. Барский, жители Патмоса «вси вкупе в едином селе обитают, еже есть великое, яко град, и стоит на месте прекрасном, на единой высокой горе, посреде острова, идеже многи церкви прекрасны суть, с главами, каменноздани и внутрь лепо иконописанни »1. Насельники обители твердо сохраняли православную веру, нахо дясь под защитой Константинопольского патриарха. Но в 1204 году Константинополь был разграблен в результате нашествия крестонос цев; Патмос также был захвачен «латинянами». Для того, чтобы сохранить монастырскую жизнь, насельники обители в 1207 году вы нуждены были перейти в юрисдикцию папы римского. Католическое влияние сохранялось на Патмосе и в XIV веке. В 1306— 1308 годах рыцари госпитальеры ( иоанниты; впоследствии получили название рыцари мальтийцы) захватили остров Родос и оставались там более 200 лет — до 1523 года. В 1320 году они установили свой сувере нитет над близлежащими островами, включая Патмос. Вскоре после падения Константинополя в 1453 году греческое население стало эмигрировать из бывшей столицы Византийской империи на острова Малой Азии, в том числе и на Патмос. К началу XV I века население острова достигло 4 тысяч человек. В 1523 году турки вытеснили рыцарей госпитальеров с Родоса и Патмоса. Католическое влияние сменилось здесь мусульманским. Местные жители начали покидать Патмос, и вскоре кроме монахов здесь осталось всего несколько семей. После Венециано-турецкой вой ны 1538— 1540 гг. в этой части Средиземного моря установилось относительное спокойствие. Патмос, как и другие острова Эгейского моря, снова стал заселяться православными христианами. Мусульмане, чтившие св. апостола Иоанна, позволяли единствен но этому монастырю, названному в его честь, иметь колокола, и бла говест двух больших колоколов разносился далеко окрест острова. «Всяк храм имат звон един или два, и звонят на всяк день во время 1 Б а р с к и й В. Г. Указ. соч. С. 179— 180. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz