Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

считывалось 100 монахов, а в 1132 году обитель была принята в юрис­ дикцию Константинопольского патриарха. Жители острова, страдавшие от частых набегов пиратов, испро­ сили у Христодула разрешение поставить свои хижины > стен мо­ настыря, чтобы в случае опасности найти убежище под его защитой. С 1132 года жители Патмоса стали селиться около монастырских стен, и со временем обитель стала центром небольшого городка Хора, со всех сторон окружившего ее. Монастырь св. апостола Иоанна, венчающий самую высокую вер­ шину горного Патмоса (240 метров над уровнем моря), господствует как цитадель над скромным городком. Вид с этой вершины охваты­ вает обширное пространство Эгейского моря с рассеянными по нему островами. Как писал В. Г. Барский, жители Патмоса «вси вкупе в едином селе обитают, еже есть великое, яко град, и стоит на месте прекрасном, на единой высокой горе, посреде острова, идеже многи церкви прекрасны суть, с главами, каменноздани и внутрь лепо иконописанни »1. Насельники обители твердо сохраняли православную веру, нахо­ дясь под защитой Константинопольского патриарха. Но в 1204 году Константинополь был разграблен в результате нашествия крестонос­ цев; Патмос также был захвачен «латинянами». Для того, чтобы сохранить монастырскую жизнь, насельники обители в 1207 году вы­ нуждены были перейти в юрисдикцию папы римского. Католическое влияние сохранялось на Патмосе и в XIV веке. В 1306— 1308 годах рыцари госпитальеры ( иоанниты; впоследствии получили название рыцари мальтийцы) захватили остров Родос и оставались там более 200 лет — до 1523 года. В 1320 году они установили свой сувере­ нитет над близлежащими островами, включая Патмос. Вскоре после падения Константинополя в 1453 году греческое население стало эмигрировать из бывшей столицы Византийской империи на острова Малой Азии, в том числе и на Патмос. К началу XV I века население острова достигло 4 тысяч человек. В 1523 году турки вытеснили рыцарей госпитальеров с Родоса и Патмоса. Католическое влияние сменилось здесь мусульманским. Местные жители начали покидать Патмос, и вскоре кроме монахов здесь осталось всего несколько семей. После Венециано-турецкой вой­ ны 1538— 1540 гг. в этой части Средиземного моря установилось относительное спокойствие. Патмос, как и другие острова Эгейского моря, снова стал заселяться православными христианами. Мусульмане, чтившие св. апостола Иоанна, позволяли единствен­ но этому монастырю, названному в его честь, иметь колокола, и бла­ говест двух больших колоколов разносился далеко окрест острова. «Всяк храм имат звон един или два, и звонят на всяк день во время 1 Б а р с к и й В. Г. Указ. соч. С. 179— 180. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz