Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
Откровения .— Иконостас имеет по два местных образа с обеих сторон; над царскими дверьми видно большое распятие, достигающее почти до свода. Вправо от церкви открывается пещера, поддержанная посреди, при входе, толстой квадратной колонной. По сохранивше муся здесь преданию, в этой пещере св. Иоанн начертал Божествен ный Апокалипсис. Глубокая расселина видна наверху пещеры»1. По воскресным дням в пещерном храме идет праздничное бого служение с участием хора юношей, питомцев духовного училища, расположенного неподалеку от этой обители. Днем привратник по казывает в пещере то место, где апостол Иоанн Богослов спал на каменном полу; небольшая выемка в скале на уровне пола служила ему местом для преклонения главы. Сейчас эта ниша украшена позоло ченным венчиком; рядом стоят живые цветы и горят свечи. Приврат ник показывает справа отсюда трещину в скале — из нее апостол Иоанн услышал голос, повелевший ему записать Откровение. Здесь, у образа святого Иоанна Богослова, мы поставили свечи, привезенные нами из России. Первые постройки вокруг пещеры появились еще в 1088 году — в тот год, когда на вершине горы, возвышающейся на высоту 240 мет ров над уровнем моря, была основана обитель в честь святого апос тола и евангелиста Иоанна Богослова. Но основание монастыря при пещере относится к более позднему времени: в начале XVII века по бла гословению епископа Кесарии Григория здесь были возведены мо настырские постройки. Около 1700 года знаменитый подвижник про светитель Макарий Калогерас возвел здесь еще несколько небольших зданий. Русский паломник В. Г. Барский был знаком с о. Макарием Кало- герасом, о чем он повествует в своих записях под 1731 годом: «В оной обители, во время мое, обретох некоего учителя, иеродиакона Ма кария, иже прежде двадесятию лет тамо начал жительствовати. Сей убо родом от того же острова Патма, последи же отъиде в Констан тинополь, и немало лет тамо пожив... достигши в совершенную муд рость еллинского и латинского языка, предуспе и в добродетелях немало»2. Далее Барский сообщает о том, что, вернувшись на остров Патмос, о. Макарий начал обучать грамоте местных жителей и со временем приобрел большую известность, что побудило его в 1713 году осно вать школу. «От того времени,— пишет русский паломник ,— многих пользова проповедными слова божественного и учением философским, ибо сотвори училище, и собрашася к нему ученики многи, не токмо от Патма, и от окрестных стран, и предавше учение грамматическое, риторское, философское и богословское, еллинским и латинским диа 1 Н о р о в А. С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. 2-е изд. Спб, 1854. С. 276. 2 Б а р с к и й В. Г. Указ. соч. С. 187. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz