Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

Откровения .— Иконостас имеет по два местных образа с обеих сторон; над царскими дверьми видно большое распятие, достигающее почти до свода. Вправо от церкви открывается пещера, поддержанная посреди, при входе, толстой квадратной колонной. По сохранивше­ муся здесь преданию, в этой пещере св. Иоанн начертал Божествен­ ный Апокалипсис. Глубокая расселина видна наверху пещеры»1. По воскресным дням в пещерном храме идет праздничное бого­ служение с участием хора юношей, питомцев духовного училища, расположенного неподалеку от этой обители. Днем привратник по­ казывает в пещере то место, где апостол Иоанн Богослов спал на каменном полу; небольшая выемка в скале на уровне пола служила ему местом для преклонения главы. Сейчас эта ниша украшена позоло­ ченным венчиком; рядом стоят живые цветы и горят свечи. Приврат­ ник показывает справа отсюда трещину в скале — из нее апостол Иоанн услышал голос, повелевший ему записать Откровение. Здесь, у образа святого Иоанна Богослова, мы поставили свечи, привезенные нами из России. Первые постройки вокруг пещеры появились еще в 1088 году — в тот год, когда на вершине горы, возвышающейся на высоту 240 мет­ ров над уровнем моря, была основана обитель в честь святого апос­ тола и евангелиста Иоанна Богослова. Но основание монастыря при пещере относится к более позднему времени: в начале XVII века по бла­ гословению епископа Кесарии Григория здесь были возведены мо­ настырские постройки. Около 1700 года знаменитый подвижник про­ светитель Макарий Калогерас возвел здесь еще несколько небольших зданий. Русский паломник В. Г. Барский был знаком с о. Макарием Кало- герасом, о чем он повествует в своих записях под 1731 годом: «В оной обители, во время мое, обретох некоего учителя, иеродиакона Ма­ кария, иже прежде двадесятию лет тамо начал жительствовати. Сей убо родом от того же острова Патма, последи же отъиде в Констан­ тинополь, и немало лет тамо пожив... достигши в совершенную муд­ рость еллинского и латинского языка, предуспе и в добродетелях немало»2. Далее Барский сообщает о том, что, вернувшись на остров Патмос, о. Макарий начал обучать грамоте местных жителей и со временем приобрел большую известность, что побудило его в 1713 году осно­ вать школу. «От того времени,— пишет русский паломник ,— многих пользова проповедными слова божественного и учением философским, ибо сотвори училище, и собрашася к нему ученики многи, не токмо от Патма, и от окрестных стран, и предавше учение грамматическое, риторское, философское и богословское, еллинским и латинским диа­ 1 Н о р о в А. С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. 2-е изд. Спб, 1854. С. 276. 2 Б а р с к и й В. Г. Указ. соч. С. 187. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz