Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
Рано утром начинается осмотр христианских достопамят ностей Патмоса. На окраине городка Скала, там, где набережная пере ходит в шоссе, ведущее в гору, сохраняются остатки каменной купе ли (баптистерия), в которой, как сообщает надпись, апостол Иоанн в 96 году крестил местных жителей. На узких улочках, примыкаю щих к набережной, уже открываются лавочки, кофейни — на ост рове начинается обычный день. Недалеко от пристани стоит автобус, который повезет первых богомольцев к монастырю на вершине горы; туда сейчас ведет широкое асфальтированное шоссе. Есть здесь и сто янка такси. Но до древней обители можно дойти и пешком — по старинной дороге, проложенной в 1794 году. А еще раньше здесь была тропа, которой в течение нескольких столетий пользовались местные жители и монахи, перевозя поклажу на ослах и мулах. Одна из улочек городка, ведущая в гору, выводит на старинный тракт, вымощенный крупными камнями, и через полчаса ходьбы неда леко от дороги появляется несколько невысоких белых зданий; здесь же ведущий к ним указатель с надписью: «Святая пещера Откровения». Это и есть главная святыня Патмоса — место, где, по преданию, Иоанн Богослов написал Апокалипсис. Сегодня эта пещера окружена жилыми домами с кельями — здесь устроен небольшой монастырь Откровения. Пройдя мимо келий и дворика с цветами, можно спуститься по ступенькам, ведущим в часовню святой Анны; пещера Откровения считается частью этой часовни, но практически является небольшой отдельной церковкой, посвященной апостолу Иоанну Богослову. Вот как описывает это священное место знаменитый русский палом ник Василий Григорович Барский, побывавший на Патмосе в 1731 го ду: «Есть создан монастирец зело тесен, на сухом и твердом камени, в безмолвие добродетельним иноком. Тамо суть три храми, два зело тесни, с малыми главами сверху: святителя Христова Николая и святого мученика Артемия, и сия суть в высоком углу обители; боль ший же мало храм, святия праведныя Анны, мало нижае, идеже одес ную внутрь церкви есть пещера каменная, отъдревле, в ней же святый Иоанн Богослов Евангелие и Апокалипсис исписа... В оной пещере есть зело тесен притворец в честь Откровения Господня, якоже явися Господь в Апокалипсисе святому Иоанну Богослову»'. Записки другого русского путешественника и паломника — А. С. Норова (участник Отечественной войны 1812 года; в 1854 — 1857 годах — министр народного просвещения) дополняют описание и позволяют более отчетливо представить это святое место. «Часовня имеет не более как девять шагов в длину и пять в ширину и накрыта искусно сведенным готическим сводом ,— писал А. С. Норов о пещере 1 Странствования Василия Григоровича Барского по святым местам Восто с 1723 по 1747 гг. Спб, 1886. Ч. III. С. 187. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz