Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

Спускаясь в долину, мы особенно ясно ощущали, что в прошлом эта обитель была абсолютно неприступна для непрошеных при­ шельцев. Возведенный на громадной высоте, Всесвятский монастырь кажется парящим в воздухе. Вот что писал архимандрит Порфирий о своих ощущениях, которые он испытывал при посещении этих гнезд, лепившихся на скальных вершинах: «В эти монастыри меня поднимали в сетке, прикрепленной к канату. Возносясь туда и спуска­ ясь оттуда, я постепенно чувствовал робость, страх, трепет, ужас и обомление, особенно в те минуты, когда между стремнинами качал­ ся над пропастями, когда земля, казалось, уходила подо мною в без­ дну, когда подтягивали меня к помосту подъемной башни, опрокиды­ вая голову мою в пропасть, и когда пред полетом вниз усаживали меня в сеть, собирали кольцеобразные узлы её над моею головою и, продев в них железный крюк, сталкивали меня с помоста башни в бездну. Ужасные минуты!.. Были дни,— продолжает о. Порфирий ,— в которые мне приходи­ лось подниматься на метеорские столпы и опускаться с них по два и по четыре раза, так что я пролетал воздушные пространства иногда в 40, а иногда в 55 сажен по ровному отвесу, между страшными скалами, коих основания поставлены на крутых склонах земли гораздо ниже тех мест, откуда поднимается и куда опускается сеть с трепе­ щущим в ней седоком. Трудно было привыкать к таким полетам. Для ободрения себя я, согнутый в сетке в две дуги, пел разные священ­ ные стихи, но не перемогал своих ужасов. Они сдавливали сердце мое и выдавливали слезы из глаз моих в монастырских церквах перед лика­ ми Спасителя и Богоматери. Это были горячие слезы благодарения за спасение моей нептйчьей жизни»'. Спускаясь в долину, мы посетили еще одну обитель — женский монастырь св. Варвары, который в обиходе называется также Руссану. В нем живет несколько насельниц. Обитель находится на массивной вертикальной скале и представляет собой трехъярусное сооружение под одной кровлей. Возможно, что название обители происходит от имени первого основателя монастыря — Руссаноса. По этому поводу архимандрит Порфирий писал, что «в Руссанском монастыре нет никаких письмен­ ных памятей ни о первых строителях, ни о времени основа­ ния его. Метеорские монахи говорили мне, что он построен при­ шельцами из нашей России, а игумен и братья поведали, что два благородные русские юноши пришли сюда на подвиг покаяния и спер­ ва подвизались на соседнем низком утесе, а потом взошли на ны­ нешний высший столп и тут построили келью»'. Но о. По/^фирий критически отнесся к этому предположению, 1 П о р ф и р и й ( У с п е н с к и й ) . Книга бытия моего. Т. VII. С. 212. 2 П о р ф и р и й ( У с п е н с к и й ). Путешествие... С. 214. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz