Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
ские монастыри. Говорят, что они построены на столпообразных утесах, раздельно высящихся среди поля, и что туда всех поднимают в сетке. Полечу туда орлиным полетом. Любопытно и приятно уви деть новое небо, новые горы и долы и эти диковинные обители. Смер тельно хочется хоть несколько раз в жизни, подобно птичке, трепе тать в сетке, которую будут втаскивать на высоты, измеряемые будто бы 30, 40 саженями, и в те же минуты молиться Святому Креп кому» '. Наша паломническая группа оказалась у подножия утеса, на вершине которого высился Свято-Троицкий монастырь. Но нам не при шлось испытать острых ощущений, о которых так живо поведал о. Порфирий . Ведь монахи селились на неприступных скалах, спасаясь от преследования турок. И не случайно, что в годы борьбы за независимость Греции (1821 — 1831) святотроицкие столпники укры вали у себя христиан и их семьи. Впоследствии угроза турецкого вторжения миновала, и в 1922 году в скалах были прорублены не большие тоннели со ступеньками. Поэтому сегодня многочисленные паломники самостоятельно поднимаются наверх на головокружи тельную высоту. При входе в монастырь бросается в глаза сохранившееся с тех давних пор устройство для подъема богомольцев в обитель. Вот что писал о. Порфирий об этом подъемнике: «На краю утеса под сенью утвержден ворот с канатом для поднятия людей в сетке и установлен вертящийся барабан с веревкой для втаскивания всех тяжестей. Под этою же сенью в оштукатуренном углублении изображена Божия Матерь, а рядом с нею к стене прикреплена икона Курской Богоматери хорошего письма. Они занесена сюда из Москвы» . Интересно замечание о. Порфирия об имевшейся в монастыре русской иконе. Вряд ли она принесена сюда В. Г. Барским, который в ходе долгих скитаний по Востоку не мог обременять себя подобной тяжестью. Объяснение по поводу происхождения этой и других рус ских икон в Метеорах можно найти в записках самого о. Порфирия. Дело в том, что с XVI века Россия была единственной православной державой, сохранившей независимость; она щедро помогала христиа нам, томившимся под турецким игом. С этого времени православные греки часто отправлялись в Москву за сбором пожертвований. Как пишет о. Порфирий, «в XVI и XVII веках наша православная Москва не только слышала о метеорских подвижниках, не только посылала им дары свои, но и видела их у себя. В 1589 году в этой столице нашей проживал елассонский архиепископ Арсений. Он и познакомил ее с Метеорами. Я видел богатые приношения ее, посланные им в тамош 1 Материалы для биографии... Т. II. С. 788. Письмо Е. П. Эйлер от 20—22 мар 1859 г. J П о р ф и р и й ( У с п е н с к и й ) . Путешествие... С. 138.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz