Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

по-домашнему висит икона с изображением крещения Иисуса Христа в Иордане. Утоляем жажду и идем дальше, поднимаясь по тропе вдоль монастырской стены, облепленной спелой, тающей во рту еж е ­ викой и каким-то кустарником с гроздьями темных круглых ягод. У ворот монастыря пустынно, низенькая калитка ведет в по­ лумрак каменной ниши, откуда появляется невысокий сухонький старик в черной рясе — семидесятилетний настоятель архимандрит Иеремия. Наш Батюшка приветствует брата во Христе, они целуются, обмениваются новостями. Отец Иеремия чем-то встревожен, то и дело оглядывается на ворота, говорит, что не ожидал именно сегодня прибытия столь много­ численных гостей. Мы поправляем его: не гостей, а паломников- помощников, готовых несколько дней поработать в монастыре, посо­ бить в любом деле. Да, говорит о. Иеремия, мы были бы крайне рады этому, но... И тут из калитки выходит греческий полицейский, кото­ рому настоятель объясняет цель нашего визита. Далее следует выяснение отношений, предпринимается попытка дозвониться до соседнего пирса Дафни, а мы тем временем знакомимся с подошед­ шими монахами. Их нынче в монастыре человек тридцать. В основном это рослые, крупные мужчины, похожие на волжских бурлаков, а не на иноков. Говорят по-русски. Одеты в темно-коричневую рясу- робу трудников, ведь кредо монахов Пантелеимоновской обители — «молись и трудись». Простая молитва, некнижная усидчивость и физический труд позволяют им выжить на Афоне. Монахи разговорчивы, искренне рады столь неожиданной встрече. Некоторые покинули родину — Россию — еще до войны. И мало инте­ ресуются происходящими в мире социальными переменами. «Вы для нас как... как папанинцы»,— восклицает один из монахов, с трудом под­ бирая верное слово. Да, как папанинцы, которых с триумфом встре­ чала страна в далекие тридцатые годы — более точного сравнения этот афонский старожил не мог подобрать... К разговору присоединяются какие-то молодые люди-иностранцы. Оказывается, они здесь находятся на стажировке от международ­ ных греческих курсов по изучению истории религии. Художники, артисты, литераторы из Югославии, Англии, Исландии — курсисты очень довольны предоставленной возможностью двухнедельного знакомства с Афоном. Ну а наше посещение монастыря, как оказы ­ вается, откладывается на неопределенный срок. Настоятель Иеремия разводит руками, указывая на непреклонного полицейского. А по­ лицейский советует идти в Салоники, ведь в наших паспортах пока нет даж е греческой визы. Не имели мы и диамонитириона — специаль­ ного разрешения на пребывание в афонских монастырях. И весьма настойчиво советует, вызвав на подмогу еще двух-трех полицейских, которые буквально выпроваживают нас, подталкивая вниз, к пристани. Ничего не поделаешь — в сопровождении монахов возвращаемся 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz